Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Во второй половине XIX столетия марблс, выточенные из агата, стали настолько популярными, что словом «эгги» (прозвище агата) стали называть все каменные марблс. Тогда же началось повальное увлечение марблс, как предмета для коллекционирования. На Западе изданы огромные монографии, посвященные коллекционным марблс. Видов этих шариков необычайно много, цены их определяются цифрами с множеством нолей.

Особенно ценные коллекционные марблс это те, которые были изготовлены вручную. Это марблс из полудрагоценных камней, мрамора, венецианского стекла, которые имеют заоблачную цену, и из простого стекла, но сделанные вручную, когда стеклянный прут резали ножницами и формировали шарики из теплого стекла на вращающихся лотках.

Ценность коллекционных марблс определяется экспертами. Те шарики, которые несут на себе отпечаток ручного труда, объявляются высокоценными. Кроме китайских марблс, где на фарфоровые шарики нанесены миниатюры, разумеется, вручную, – таких шариков в мире считанное количество, и они давно уже вошли в самые элитные каталоги коллекционных марблс. Так, например, есть определенная трудность в том, чтобы отличить агатовые марблс выточенные вручную, от их близнецов, которые сделаны на немецких водяных заводах в XIX веке, поэтому агатовые марблс ручного производства ценятся так же, как и машинного.

Не стоит думать, что если сейчас, когда марблс выпускаются в гиперпромышленных масштабах, вы захотите составить коллекцию, эта коллекция будет малоценной. Ведь когда-то эти же агатовые, мраморные или стеклянные шарики были всего лишь предметом игры, теперь же каждый такой шарик – целое состояние. Кроме того, бесконечное разнообразие марблс само по себе дает простор для фантазии коллекционера. Ведь только у коллекционера могут собраться в одной коробке марблс самых разных форм, размеров, расцветок, и только коллекционер способен дать ясное представление о прекрасном мире марблс.

Вот этот сияющий стеклянный шарик – далекий потомок тех кремниевых и глиняных, которые многие тысячи лет назад были игрушками для древних людей. Археологи предполагают, что назначение шариков, найденных в усыпальницах египетских фараонов, при раскопках городов ацтеков, в доисторических руинах Пуэбло на юго-западе Соединенных Штатов, в Долине Мексики, где находятся археологические зоны древних культур майя и инков, в северных равнинах, где жили дикие племена, – именно та игра, которую мы теперь называем «марблс».

Стеклянные шарики есть в исторической коллекции венецианских мастеров девятого века, но игра, похожая по описанию на игру марблс, появляется вновь лишь в конце средневековья. Причем, создается впечатление, что к тому времени игра в стеклянные шарики становится самой популярной в Европе. В старинных рукописях, начиная с пятнадцатого столетия, довольно часто встречается упоминание о глиняных и мраморных шарах, предмете игр школяров. Игра была настолько распространена, что для того, чтобы не задерживалось движение на узких улочках, например, средневекового германского города Нуремберга, в 1503 году муниципалитет города издал указ, предписывающий эти игры проводить вне города на специально отведенном лугу.

Король Франции Людовик ХIV, король-Солнце, любил с особенной страстностью – игру в стеклянные шарики. Свою резиденцию король-Солнце перенес в Версаль, где особый секретарь отвечал за площадку для игры в марблс в одном из живописных уголков роскошного парка. Людовик особым указом определил размер площадки в сто собственных шагов в длину, размер лунок определялся двумя большими пальцами короля. Играл король исключительно оранжевыми шариками из муранского стекла, которые доставлялись ко двору из Венеции, и часто устраивал турниры. Король любил свои шарики, часто перебирал их в часы одиночества. В XVIII–XIX веках такими шариками украшали интерьер в богатых домах, подсвечники, часы, столовые приборы, предметы обихода.

Приблизительно двести лет назад из Китая были привезены фарфоровые шарики – изысканные, расписанные вручную затейливыми рисунками и миниатюрами. По ним Европа знакомилась с загадочной культурой Китая.

В начале 17 века в Германии появились первые водяные машины для обточки и шлифовки полудрагоценных камней. На этих заводах стали изготовлять шарики из сердолика, мрамора, называемого алебастром, кварца, тигрового глаза и агата. Эти шарики, производимые в промышленных масштабах, продержались в Европе до 19 века. Однако марблс из полудрагоценных камней были довольно дороги, как и шарики из венецианского стекла, поэтому недорогие керамические шарики оставались самыми популярными. Однако у них был один серьезный недостаток, – во время игры глиняные шарики легко разбивались.

Гончары и стеклодувы продолжали искать новый материал для создания шариков, пытались делать шарики из особо прочного фарфора. И вот, в 1846 году немецкий стеклодув изобрел приспособление – ножницы, которыми вязкую, тягучую струю жидкого стекла можно было резать на шарики. Из такого мягкого кусочка стекла формировался шарик. Тогда стеклянные шарики вытеснили керамические и каменные.

В середине прошлого века из Японии пришла иная технология производства марблс. Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, – цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами, блестками. Эта технология открыла новейшую эпоху марблс. Их красота послужила толчком для начала коллекционирования, а дизайнеры открыли в них новый, необыкновенный оформительский материал.

Играем в марблс

Оцените материал: 0.0/0

    11.08.11 3001 antikvarius 
коллекционер, коллекционирование
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar