«Лучшее из коллекции Александра Шадрина» на выставке в Радищевском музее.
Новая выставка, которая начала работу в Радищевском музее в минувший вторник, – уже четвертый совместный проект музея с известным российским коллекционером Александром Шадриным. В 90-е музей показывал произведения Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного из его коллекции, в «нулевые» – специализированную выставку «великого и ужасного» Сальвадора Дали оттуда же. На этот раз Шадрин привез в Саратов работы всех трех упомянутых творцов, а также принадлежащие ему произведения еще некоторых художников ХХ века, включая такие громкие имена, как Василий Кандинский, Марк Шагал, Анри Матисс, Пабло Пикассо и другие. С точки зрения комплексного взгляда на искусство ХХ века, выставка производит впечатление, однако те, кто ожидает увидеть на ней знаковые шедевры, будут, скорее всего, разочарованы.
Искусство ХХ века, не говоря уже про наше время, – спорное явление,
поскольку слишком часто оно дает поводы, чтобы в голове появлялись мысли
типа «и эта мазня – произведение искусства?!» или «мой ребенок, когда
ходил в детский сад, кажется, рисовал не хуже». По крайней мере, что-то
подобное хочется сказать, скажем, глядя на цветную литографию «Художник и
модель» авторства великого Пикассо. Или на картину «Желтый цвет
голубого дождя» Вениамина Лазарева. Работа Эрнста Неизвестного «Тело
молодого человека», выполненная фломастером, вряд ли заняла у автора
больше двух-трех минут. И есть подозрение, что у больших художников
таких работ, а точнее набросков, по килограмму на каждый квадратный
сантиметр мастерской. Наверное, ее попадание в экспозицию не случайно, и
вообще в ней есть большой сакральный смысл. Хотя, в общем, для 1993
года, когда она была создана, ни рисунок, ни подробности мужской
анатомии, которые подчеркивает автор, уже не являлись чем-то
принципиально новым и свежим, причем давно.
Как бы там ни было, новая выставка в музее Радищева наглядно показывает,
какой странный путь прошли художники в ХХ веке и почему современное
искусство выглядит именно так, как выглядит, а не иначе. Скажем, для
1939 года литография «Звезды» Кандинского, возможно, была очень даже
новаторской. Но, глядя на нее сейчас, в XXI веке, становится очевидным,
что именно эти изыски и завели изобразительное искусство в нынешнюю
ситуацию, когда при взгляде на картину уже не понятно – искусство это,
«прикол» или профанация.
Экспозиция способна дать не только системное представление о художниках
прошлого века, но и, скажем, понимание того, что для мастера не имеет
значения, какой именно инструмент сжимает его рука – на выставке есть
работы, выполненные пастелью, маслом, фломастером, тушью и даже
шариковой ручкой.
Некоторые произведения у рядового зрителя способны вызвать раздражение.
Скажем, у картин Вениамина Лазарева «Кокон» и «Пляски» 1994 года можно
мысленно поменять пояснительные таблички. Кажется, от этого ровным
счетом ничего не меняется, поскольку и коконы, и пляски существуют,
разумеется, лишь в глазах смотрящего. Та же история с другой парой работ
– «Ярмарка» и «Радуга».
В числе экспонатов, которые вызывают уважение к мастерству их авторов,
можно упомянуть офорты Вячеслава Калинина «Прелюдия Баха» 1975 года и
«Автопортрет с рыбой» 1972-го. Возможно, подобная симпатия и является
свидетельством художественной незрелости посетителя, но уж в
содержательности им не откажешь. Не теряют привлекательности на общем
фоне и работы Михаила Шемякина с их причудливыми образами и сочностью
цветов. Внимательный посетитель, изучая его странную литографию
«Воспоминание о Сталине» 1991 года, сможет прочесть на цветовых пятнах
разные строчки, написанные длинными витиеватыми буквами. Мне удалось
разобрать фразу «Плыл кораблик снов и чар старинных». Возможно, другим
повезет больше.
На открытии выставки посетителей заверили, что она включает в себя
«лучшее из коллекции Александра Шадрина». И название ей дали громкое –
«Шедевры ХХ века». Наверное, по провинциальным меркам это можно считать
корректным решением. И нельзя не согласиться с пресс-релизом, в котором
указано, что «выставка собрала под крышей Радищевского музея поистине
легендарные имена». Но при осмотре экспозиции у зрителя, особенно что-то
уже повидавшего за пределами Саратова, может возникнуть разочарование,
поскольку от такого амбициозного названия ожидаешь эффекта намного более
значительного.
Но это, впрочем, опять же как посмотреть.
Дмитрий ВОРОНКОВ, sarvzglyad.ru
10.02.11 2126
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |