Рашид Локьяев рассказал о своей коллекции ковров.
– Эти ковры в большинстве своём сопровождали меня всю жизнь. Среди них есть те, которые я помню ещё ребёнком. Когда мне едва исполнилось три года, мы жили в Киргизии. Эти кийизы были в обиходе моих бабушек.
Позже в доме родителей висели ковры, которые делали бабушки и моя мать с сёстрами. Остальные изготовлены руками мастериц из разных сёл нашей республики.
Рашид рассказал, что предметно начал собирать коллекцию совсем недавно. По его мнению, культура производства предметов быта и одежды из шерсти заложена в ментальности балкарцев. Они были животноводами и охотниками в большей степени, нежели землепашцами. Шерсть и шкура шли на производство предметов утвари, быта, одежды, шерстяной ткани, башлыков и бурок, ковров и обуви. Среда определяла рамки существования человека с наибольшим комфортом.
Самый старый кийиз в его собрании из готовлен во второй половине XIX века. Этот ковёр коллекционеру подарил Тахир Султанов из Шалушки, оно передавалось в семье из рук в руки на протяжении нескольких поколений. Сегодня этот кийиз представляет научную ценность, учёные, занимающиеся предметами быта и обихода, запрашивают о нём информацию. В этом ковре зашифрована информация обо всех мировых религиях. Языческие солярные символы, мусульманские звёзды с полумесяцем, рунические знаки и индуистский «ом» нашли отражение в старинном предмете быта.
Как рассказал коллекционер, по цвету и орнаменту кийиза можно сказать, из какого села, ущелья и по какому случаю он был сделан. Их использовали в быту повсеместно. Есть ковры, которые готовили старшие родственницы в приданое дочери или внучке.
Коллекционер с трепетом и теплом рас- сказывал о каждом изделии, которое сохранилось, несмотря на зигзаги истории и жизни.
Ольга КЕРТИЕВА, kbpravda.ru
21.09.17 2310
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |