Коллекционер старинного дамского белья Антон Приймак
Про мою любовь к XIX веку вы все уже давно знаете. И вот, в Санкт-Петербурге у меня произошла очень интересная встреча: мне посчастливилось пообщаться с историком моды и коллекционером нижнего белья моего любимого времени Антоном Приймаком. Я не забыла и о вас, прихватила диктофон и фотоаппарат. Конечно, потрогать детский корсет и прочувствовать невесомость кринолина вы не сможете, но посмотреть фото и почитать рассказ человека, который разбирается во всех тонкостях старинного белья – сколько угодно!
Кстати, Антон – не только страстный коллекционер, еще он помогает художникам по костюмам (и музеям) в реконструкции кринолинов и турнюров.
основные его работы в этой области:
- опера "Тангейзер" в Музыкальном театре Станиславского – Немировича-Данченко - кринолины;
- фильм "Три женщины Достоевского", реж. Евгений Ташков, художники по костюмам Д. Андреев и В. Никифоров – кринолины;
- фильм "Достоевский", реж. Владимир Хотиненко, художник по костюмам Н. Дзюбенко – кринолины;
- фильм "Бесы" реж. Владимир Хотиненко, художники по костюмам Д. Андреев и В. Никифоров – кринолины;
- фильм "Матильда Кшесинская", реж. Алексей Учитель - кринолины, турнюры, нижние юбки (в работе).
Среди заказчиков Антона: Александр Васильев - кринолины и турнюры; Государственный Эрмитаж - фижмы.
Рассказывает художник по костюмам Дмитрий Андреев: "С Антоном мы познакомились лет 7 назад на "Блошином рынке" на Тишинке. Он тогда выставлял свою роскошную коллекцию белья и кринолинов. Это было гвоздем программы!
Выставочная площадка А. Приймака на проекте "Блошиный рынок". Москва, весна 2008 года. Фото из архива коллекционера.
У нас нашлась общая тема - корсеты. Мы немного поговорили и разошлись... чтобы потом встретиться уже по деловому поводу. Нам необходимо было изготовить несколько кринолинов к фильму Е.И. Ташкова "Три женщины Достоевского", и Антон блестяще справился с заказом.
Так стала завязываться наша дружба творческая и человеческая. Позже я не раз обращался к нему за технической и творческой помощью. Антон изготовил два потрясающих турнюра к фильму Р. Хамдамова "Яхонты" для актрис Немоляевой и Михалковой.
Все пытаюсь уговорить его взяться за корсеты. Пока не решается)
И конечно же не умолчу про его редкостную коллекцию раритетных турнюров, кринолинов, нижних юбок, белья XIX-XX веков.
Коллекционеры мирового масштаба могут позавидовать такому разнообразию форм, фасонов и качеству вещей. Антон - абсолютный фанатик своей коллекции. Про белье он знает если не все, то почти все. Он постоянно пополняет свою копилку знаний все новыми подробностями".
Действительно, слово словосочетание "страстный коллекционер" идеально подходит Антону: нужно видеть, с какой осторожностью он берет в руки (на которые обязательно надеты белые хлопчатобумажные перчатки – именно так работают со старинным костюмом во всех музеях мира) все эти прелестные камисольки и шелковые комбинации! Как увлеченно рассказывает о них!
- С чего начиналось Ваше коллекционирование?
Антон Приймак: В середине 90-х я начал изучать историю костюма и заинтересовался бельем, потому что силуэт исторического платья создается не самим платьем – если из-под него выдернуть все, что там находится, то оно повиснет. И меня очень заинтересовало, что «там внутри», а в наших книжках той поры почти ничего про это не говорилось.
И сейчас, когда я уже углубленно изучаю историю нижнего белья, по вещам как таковым и по теоретическим источникам 19 века – модной периодике, записям современников и проч., понимаю: то, что у нас написано в книжках – далеко от истины, потому что люди, которые их писали во второй половине ХХ века, даже не видели эти вещи.
Например, у нас пишут много неправды про кринолины. Настоящая история кринолинов у нас неизвестна, как и настоящая история турнюров. Про корсеты тоже пишут очень много неправды.
Первой моей коллекционной вещью стал корсет, который я случайно увидел здесь в антикварном магазине в Петербурге, когда еще жил в Москве и приезжал сюда на каникулы.
Корсет из хлопчатобумажной материи, отделанный кружевом и шелковыми лентами, корсетная фабрика "Абрамсонъ", 1890-е гг. Это первый корсет, положивший начало коллекции.
В 1999 году я пришел в антикварный магазин (это, по-моему, было вообще мое первое посещение антикварного магазина) и смотрю, среди мебели и посуды лежат какие-то кружавчики. Спрашиваю: «Есть у вас какое-нибудь белье?» - «Да», - ответили мне и достали сорочки, камисоль (которую я тоже купил). «А есть ли у вас корсет?», они говорят «Есть» и достают мне его из-под прилавка. Это уже потом я уже понял, что это был корсет 1890-х гг. - он был в оригинальной коробке, московской фирмы «Абрамсон», и на ней был наклеен питерский адрес заказчицы.
«Абрамсон» - это одна из ведущих корсетных фабрик в России конца XIX – нач ХХ века, она завоевывала медали в Париже. Я долго крутил его в руках и боялся спросить, сколько стоит. Когда мне назвали цену, и она оказалась чуть ниже моей стипендии, то чувство восторга, что я его сейчас приобрету, сохранилось у меня до сих пор. Я его долго рассматривал, изучал, но даже не думал тогда, что все это перейдет в коллекцию.
Потом, в начале 2000-х гг стал покупать еще вещи и еще. Дальше я уже погрузился в процесс покупок и коллекционирования. Теперь каждый мой день начинается с просмотра в интернете новостей аукционов, и каждый месяц мне приходят новые покупки.
Потом я познакомился с одной очень хорошей женщиной из Великобритании, которая присылала мне фотографии вещей, и я выбирал и покупал то, что мне нужно было. Иногда бывает (в США, в Великобритании, например), что помещения десятилетиями стоят закрытые, и там потом обнаруживаются старинные вещи. Например, продавец, продавший мне турнюры «подушки модерна», написал, что купил помещение в Англии, которое стояло пустым больше 100 лет. И в том бывшем складском помещении, видимо, хранились турнюры и белье».
- Интересно ли Вам с исторической точки зрения: кому эта конкретная вещь принадлежала?
Антон Приймак: "У меня всего несколько вещей «с именами», но это, как оказалось, ни о чем не говорит. У меня есть белье принцессы Марии Гановерской, про нее есть статья в Википедии (http://en.wikipedia.org/wiki/Princess_Ma
Написано, что к ней дважды сватался один из сыновей королевы Виктории, но она так и ни за кого замуж не вышла, жила с мамой и умерла в 1904 году. И белье около 1900-го года – это как раз последние ее годы жизни. У меня есть несколько предметов с ее вензелем, короной и проч. Я так понимаю, что некоторое время назад состоялся аукцион на котором продавались ее вещи, потому что мне сейчас удалось купить комплектные вещи у разных продавцов в разных частях света в Америке и Великобритании. Там есть две одинаковые нижние юбки, панталоны 2 штуки и сорочку – всего я приобрел пять вещей.
Еще у меня есть приданое, которое сшили в 1854 году, чтобы одна девушка могла выйти замуж в Манчестере (речь идет о будущей леди Траффорд Lady Annette Mary de Trafford. В Википедии есть только статья о муже http://en.wikipedia.org/wiki/Sir_Humphre
- Даете ли Вы предметы своей коллекции на прокат?
Антон Приймак: «Я не предоставляю предметы своей коллекции на прокат, в том числе, и для кино, потому что, знаю, как люди относятся к вещам. Я пока ничего не зарабатываю на своей коллекции, может быть, это случится позже, когда будет музей и будут проходить выставки. Конечно, если бы я давал вещи на прокат, то у меня появилось бы больше возможностей для покупки новых вещей, но что стало бы со старыми? Что это был бы за уровень коллекции? У меня очень высокая планка. Я начинал с того, что покупал вещи начала ХХ века (я тогда не знал, что можно покупать вещи 19-го века) и закрывал глаза на пятна ржавчины, пота и проч. А когда узнал, что можно покупать вещи в хорошем состоянии, то я, по возможности, от тех старых вещей избавился. Тут я согласен с Т. Слезиной, педагогом из Театральной Академии на Моховой: эти вещи прожили очень долгую жизнь: 100 – 150 - 200 лет, и они хорошо сохранились за это время, с ними очень хорошо обращались, они попадали в благоприятные атмосферные и природные условия, я считаю, что не в праве давать кому-то возможность сделать что-то плохое с этими вещами, нарушить их состояние. На людей я их никогда не надеваю, только на манекены».
Комплект дамского белья, в который входит корсет, панталоны и две сорочки. Хлопок, кружево и шелковые ленты, около 1900 года.
Коллекционирование - это риск и стресс. «Как-то я хотел купить корсет. Был аукцион, я наскреб денег, а его купил кто-то другой. «Ну, и ладно», - подумал я. Потом проходит время, смотрю, его опять выставляют на аукционе. Я пишу, спрашиваю: «В чем дело?» мне отвечают, что женщина, которая купила его, ставку подняла, а заплатить не смогла. А я уже деньги, которые тогда готов был заплатить за корсет, потратил. Я снова нашел средства. Корсет был очень хорошим, на китовом усе. В итоге, с очень большими сложностями я его купил. Корсет отправили из Германии, и посылка по пути где-то попала в наводнение. Словом, через месяц я получаю долгожданную коробку, а она мокрая. Более того, коробка была сделана из вощеной бумаги и впустив в себя воду, она ее уже выпустить не могла. Я открыл, а там внутри лежит полусгнивший, покрытый плесенью корсет. К тому же, у него был металлический бюск, который дал ржавчину. 1,5 года расследовали… но так и не узнали, что случилось. Страховку мне так и не удалось получить, как я ни старался. Бывают такие моменты в коллекционировании, когда тебя никто не защитит, никто не поможет, можно только рассчитывать на порядочность.
А было однажды, что пришел кринолин, у которого оказался поврежденным пояс… Почему? Что с ним случилось при транспортировке? Дело в том, что «в хорошем состоянии» означает, что внешне с вещью все в порядке. Но сами ткани, на самом деле, уже подгнили. Текстиль не может храниться так долго. Поэтому и обращение с ним должно быть максимально бережное. Все нитки, которыми сшиты эти вещи обычно тоже все гнилые".
- Как часто Вы выставляете свои вещи?
Антон Приймак: "У меня были две выставки на Блошином рынке, большая выставка в Петропавловской крепости.
Там мы выставляли корсеты, кринолины, турнюры. К сожалению, не всю свою коллекцию, которая тогда насчитывала 500 единиц, я смог показать на той выставке, потому что музей предоставил мне только 4 высокие витрины, в которые я поставил манекены, и 10 плоских, в которые я что-то положил. К тому же, я выставлял только формообразующие элементы: корсеты, кринолины, турнюры. Никакого белья, кружева, никаких юбок, сорочек и панталон там не было. Я хотел охватить весь XIX век, начиная с ампира, но из-за ограниченного количества витрин мы ограничились временным отрезком 1880 – 1930 – е гг".
la_gatta_ciara: Я вижу у Вас в коллекции есть не только белье, но и платья XIX века.
Антон Приймак: "Идею покупать не только белье, но и платья, я почерпнул у известного коллекционера Назима Султановича Мустафаева. Он начинал с обуви, у него потрясающая коллекция обуви, как говорит А. Васильев, одна из лучших в мире. Но он стал покупать и платья, для того, чтобы обувь определенной эпохи выставлять в комплекте, костюмом. И вот я считаю, что для и белья это тоже необходимо. Чтобы было понятно, почему в 70-е кринолин такой, а в 80 – другой. Иногда модных картинок недостаточно, нужен костюм. И я поставил перед собой цель: покупать платья разных веков, разных десятилетий XIX века, чтобы можно было впоследствии на выставке рядом с бельем поставить платье, которое бы полностью этот силуэт демонстрировало".
Платье шелковое, 1866 - 1867 гг. Коллекция А. Приймака.
- Скажите, а есть ли принцип, по которому Вы собираете свою коллекцию?
Антон Приймак: "Для меня принципиальны: уровень сохранности и вещь должна являться ярким олицетворением своего времени. Я очень люблю XIX век, собираю белье XIX века, и вещи должны очень ярко олицетворять тот или иной этап. В основном я стараюсь брать вещи аристократические, потому что именно в аристократических вещах проявлялась мода. Ну и средний класс тоже есть, без этого никуда. И этим вещам хочется создать идеальные условия, но у меня пока нет такой финансовой возможности. Я пока могу только покупать вещи. У меня все продумано, как это будет выглядеть в будущем: специальные стеллажи, специальное оборудование, как в музеях, естественно, с комодами с горизонтальными ящиками, чтобы можно было хранить вещи в разложенном состоянии. На это нужна спонсорская поддержка: государственная или частная. И что касается музея – одному мне не осилить, это должно быть нормальное помещение".
Хочется искренне пожелать Антону осуществления его мечты!
Очень жаль, что в России нет музея моды, а ведь необходимость в его создании существует давно, это подтверждает успех выставок костюмов из коллекции А. Васильева, да и последняя выставка придворного костюма в Эрмитаже тоже проходит с большим аншлагом. Каких ведь только музеев нет в Москве и Санкт-Петербурге, отчего же не костюма?
Антон Приймак на фейсбуке anton.priymak и "в контакте" antiqueunderwear
Ирина Жигмунд,
31.10.14 2589
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |