В коллекции челябинца — престижнейший легковой автомобиль Третьего рейха Horch и военная плавающая амфибия
В Челябинске коллекционеров раритетных автомобилей можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из таких увлеченных людей — сегодняшний собеседник Максим Вайтман. В его личной коллекции около 30 автомобилей разных марок и лет.
— Максим Валерьевич, вы занимаетесь реставрацией автомобилей. С чего она начинается?
Любая реставрация начинается с объекта, причем недостаточно найти интересный автомобиль, самое сложное — комплектовать его. В Европе и Америке есть понятие «олдтаймер», то есть автомобиль, выпущенный более 30 лет назад, и развит целый рынок. Ежегодно проводятся ярмарки, куда съезжаются все имеющие отношение к старым автомобилям. Как-то на такой ярмарке в Германии я разговаривал с одним из продавцов, спросил его стоимость одной запчасти. Он ответил, что, так как он точно не знает, от какого именно автомобиля эта деталь (он был только уверен, что от немецкой машины выпуска примерно начала 30-х годов прошлого века), продает ее за 200 евро. И тут же добавил, что если я знаю, откуда она, и расскажу ему, то он сбавит цену вполовину. Там увлеченных людей хватает, а вот в России, к сожалению, этот рынок практически не развит, у нас сложно комплектовать тот или иной интересный экземпляр машины. Запчасти должны быть оригинальными, иначе это не реставрация, а обыкновенный ремонт. А ценится старинная машина в том случае, когда она состоит из «родных» деталей и выглядит так, как будто только что сошла с конвейера завода. Конечно, не всегда можно найти оригинальную деталь. Например, палец передней подвески можно изготовить заново, но максимально близко к первоисточнику: строго из такого же материала, примерно по таким же технологиям, обязательно тех же геометрических размеров. Другое дело — резинотехнические изделия, патрубки, шланги могут быть и новыми. Не обязательно гоняться за шинами тех времен, можно установить современные, но того же типа и размера, что когда-то стояли на этом автомобиле. Не предъявляются жесткие требования и к аккумуляторам, ведь ни одной рабочей «батареи» 30-х годов не найти.
Я с детства бредил автомобилями, поэтому было логичным поступить в ЧПИ на автотракторный факультет. Специальность «автомобилестроение» получил в 1993 году — во время полного развала автомобильной промышленности. Попал по системе распределения в город Тольятти на «АвтоВАЗ». Местные специалисты тогда мне сказали: «Работы нет, общежитий нет, перспектив — никаких. Сами в конструкторском бюро пьем чай, которого на всех не хватает». Ну я и уехал…
— Что вам удалось отреставрировать?
— Пять лет назад был полностью восстановлен «Виллис». Это первый армейский джип, небольшая четырехместная открытая машина с кузовом фаэтон, предельно простая. Строго говоря, это был не «Виллис», а Ford GPW. Дело в том, что фирме Willys, выигравшей тендер на поставку своих джипов в американскую армию, не хватало мощности для полного исполнения объемов. Зато ей удалось договориться с фирмой Ford, которая по чертежам стала производить свои джипы. Неспециалист не заметит разницы, но у машин отличается рама, есть различия в мелких деталях. Свой экземпляр я нашел в Карталах, это был «Форд» 1943 года выпуска (эти автомобили выпускались с 1942 по 1945 год). В целом на комплектацию и восстановление американского джипа ушло около пяти лет. Основная реставрация велась силами двух мастеров, я отвечал за организацию всего процесса. «Виллис» стал моим единственным опытом по так называемой правильной реставрации, когда автомобиль разбирается до последнего болта, каждый узел ревизируется, проверяется, негодные детали заменяются новыми или восстанавливаются. Неоригинальными в восстановленной машине были только резиновые патрубки системы охлаждения двигателя, хомутики, аккумулятор. Резина установлена хоть и новая, но американская и той же модели, с правильным рисунком протектора. К сожалению, из-за некоторых трудностей восстановленный джип пришлось передать знакомому коллекционеру из Екатеринбурга. Но сейчас мы совместно с другом купили редкую модель «Виллиса» (Willys MA), прообраз того, что отреставрирован. Таких автомобилей было выпущено всего около 1500 штук, а сегодня в мире вряд ли их существует более 100. Машина поедет в Челябинск из Швейцарии.
У раритетных машин, похоже, нет постоянной прописки. Где еще вы находите экземпляры для своей коллекции?
— Благодаря своему хобби я очень хорошо познакомился с географией области. Машины есть отовсюду: из Верхнего Уфалея, Кунашакского района, Сатки. Буквально сегодня со станции Зима Иркутской области мне отгружают два интересных мотоцикла. Сейчас здорово выручает Интернет, а раньше помогали только «сарафанное радио» и удача. Бывало, кто-нибудь что-то расскажет — бросаешь все дела и едешь проверять информацию. Раз по такой вот «наводке» поехал в Курганскую область смотреть ЗиМ. Машина, конечно, редкая, но не самая интересная. К тому же она была в ужасном состоянии, поэтому я отказался от покупки. Продавец посоветовал на обратном пути заехать в одну из деревень и рассказал, что там продают «черную огромную страшную машину, наверное немецкую». Заехал посмотреть — оказался редкий «Хорьх», один из самых дорогих и престижных легковых автомобилей Третьего рейха. После долгих переговоров немецкий автомобиль мне все-таки удалось выкупить. Скажу сразу, что скомплектовать его очень сложно, машина досталась в плохом состоянии. Большинство раритетных автомобилей попало к нам после войны. Наши деды и прадеды, возвращаясь из Германии, привозили с собой трофеи, изъятые у военных или мирных жителей. Оба «Мерседеса», 320-й и 200-й, что стоят у меня в мастерской, реликвии тех лет.
— Какой автомобиль стоит первым в реставрационной очереди?
— Пока в приоритете работа с тремя «Мерседесами». Первый — уже упомянутый 320-й. Второй — «Мерседес 170 V» представляет собой раму при входе, остальная часть автомобиля разобрана и разложена «тонким слоем» по мастерской (выпускался с 1936 по 1942 год). Остов третьего «Мерседеса», той же модели, но другого типа кузова, стоит пока на улице. После «Мерседесов» снова займусь военными машинами. У меня на небольшом участке на улице сосредоточено пять очень редких автомобилей: первая и одна из очень немногих серийных военных плавающих машин — амфибия Ford GPA. Амфибия была создана на агрегатах «Виллиса», от которого получила мотор, коробку передач, мосты... Но если «Виллисов МВ» и «Фордов GPW» cделано в общей сложности более 350 тысяч, то амфибий выпущено всего порядка 13 тысяч. Эти машины производились с 43-го по 45-й год, они участвовали в боях, хранят следы пуль...
— Каждая машина имеет свою историю?
— Это правда. Моя любимая тема — советские, американские, немецкие автомобили 30-х годов либо начала войны. И тут встает вопрос: вот отреставрирую я три «Мерседеса», а что дальше? Ведь ни один коллекционер не может развиваться внутри себя, добытые с таким трудом и отреставрированные автомобили хочется показывать. Есть мысли о музее, где можно было бы выставить как экземпляры из моей коллекции, так и из собраний моих коллег по увлечению. Для Челябинска такой музей может быть интересным опытом, он может стать местом посещения как для туристов, так и для школьников. С этими автомобилями неразрывно связана наша история.
Фото Вячеслава НИКУЛИНА, Александра ГОЛОВИНА
17.02.12 3542
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |