Зажиточные семьи Онежского района (Архангельская область) наряжали по праздникам дочерей в девичий головной убор-перевязку, украшенную жемчугом, сарафан из штофа с золотой тесьмой. Эту одежду передавали по наследству. В поморских деревнях подобная роскошь не была редкостью.
Сотрудницы Онежского историко-мемориального музея Надежда Батина и Наталья Авезова решили воссоздать поморский женский костюм по образцу косоклинного сарафана и перевязки из деревни Нижмозеро.
Материалы использовали современные, в магазине нашли даже ажурные шарообразные пуговицы в ретро-стиле, а выкройки, узоры — прежние. Теперь в этом костюме экскурсовод Александра Келарева рассказывает гостям музея об экспонатах выставок, ведёт занятия для детей.
Ещё один наряд, собирательный образ северного костюма, в голубых тонах, сшит для посетителей. За определённую плату его можно примерить и сфотографироваться. Для удобства сарафан скроили просторный, но с несколькими пуговицами: для людей разной комплекции.
Кроме перевязки, можно примерить и другие традиционные головные уборы: повойник (для замужних женщин) и сороку. Этот головной убор самый древний, дольше всего сохранялся в сёлах Пурнеме и Лямце. Скоро будет готов и мужской старинный костюм. Выглядит он не столь празднично, зато исключительно правдоподобно.
/по материалам районной газеты «Онега»/ nordportal.ru
Как одевались жительницы Яренска (Ленский район Архангельской области) в прошлом веке, посетителям рассказывают в местном краеведческом музее. Старинных костюмов здесь немало.
Одну часть забытого временем гардероба работники музея достали из бабушкиных сундуков и запасников, другая красовалась на выставке одежды горожанок конца 19 — начала 20 веков.
Не только сшить, но и примерить на себя наряды прапрабабушек смогли не все желающие. Ведь костюмы, собранные в музее, сшиты на весьма стройных барышень небольшого роста. Для некоторых костюмов был обязателен корсет. Тогда талия представительниц прекрасного пола становилась «осиной», а костюм, как и фигура, выглядел идеально.
В музее интересных экземпляров одежды собрано немало. Одни, скорее всего, привезли девушки, работавшие в Петербурге «в няньках». Их еще называли питерянками, считают работники музея. Другие сшиты уже здесь. Ведь и тогда в провинции девушки и женщины копировали сочетания цветов и фасоны столичных модниц.
Костюм россиянки в деревне, а нередко и в столице, позволял догадаться о национальной и сословной принадлежности его обладательницы, размере ее достатка, возрасте, семейном положении и происхождении.
«Множество модных вещиц попадало из Петербурга, а также создавалось руками горожанок по образцам из столичных модных журналов, — рассказывают работники Яренского музея. — На смену сарафанам, юбкам и рубахам в конце девятнадцатого века, начале двадцатого приходит так называемая „парочка" — приталенная кофта и расклешенная юбка. Кофта шилась с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами, широкая юбка — с оборкой по подолу. Для будничной одежды подбирали ситец и хлопчатобумажные ткани, для праздничной — шелк, шерсть, атлас, кашемир. Украшали костюмы тесьмой, батистом, сутажом, машинным кружевом, бархатом, перелиной. В моде были шляпки из шелка со страусиными перьями, искусственными цветами».
Каждый из представленных костюмов до их пор таит в себе отпечаток того времени, в котором жили его владелицы. Прикасаясь руками к старинным шалям, надевая на себя платья и юбки тех лет, невольно чувствуешь дыхание старины. Кажется, костюмы продолжают жить своей неведомой жизнью. Когда-то сшитые с любовью, они до сих пор привлекают внимание посетителей музея, как часть иной, красивой, но, навсегда ушедшей эпохи.
/по материалам районной газеты «Маяк»/ nordportal.ru
18.01.11 1918
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |