Российская Федерация является крупнейшим мировым производителем янтаря – ее доля на рынке составляет около 90%. Добычу ведет ГУП «Калининградский янтарный комбинат». Запасы янтаря в Калининградской области составляют более 1 млн тонн. – это около 60% мировых запасов. Цена на лучшие сорта российского янтаря превышает $1 тыс. за килограмм, на технические и поделочные сорта колеблется в диапазоне $30 -$300 за килограмм. Оборот мирового рынка изделий с янтарем оценивается в $300 миллионов.
ГУП «Калининградский янтарный комбинат» является также обладателем лицензии на Малышевское месторождение изумрудов – единственное в России и одно из трех крупнейших в мире.
На вопросы корреспондента Rough&Polished отвечает исполнительный директор ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Константин Викторович Стефанков
Как сказался кризис на работе калининградского янтарного комбината?
Экономический кризис, естественно, повлиял на продажи янтаря. Но не фатально. Специфический незаменимый камень, уникальное месторождение и мастерство ювелиров комбината – всё это в целом позволяет нам выживать и даже развиваться. Уровень добычи мы не снизили, поставки нашей продукции идут. Участвуем в выставках, заключаем новые контракты. Идёт обычная работа.
Как обстоит дело со спросом со стороны традиционных потребителей вашей продукции, есть ли перспектива на растущих рынках Юго-Восточной Азии (прежде всего - Китай, Индия)?
Украшения из балтийского янтаря, добытого в карьере Калининградского янтарного комбината, можно встретить в любом уголке мира. В Америке, Европе или Азии. Традиционные центры переработки – Польша, Литва, естественно, в России – Калининградская область. Контракты на поставку балтийского янтаря у нас есть с большинством европейских стран, с Канадой, США. Речь идет как о ювелирных изделиях собственного производства, так и о сырье. А вот прямых контрактов с фирмами из Индии и Китая на сегодняшний день мы не подписывали.
Российские госпредприятия, связанные с алмазно-бриллиантовым бизнесом получают сейчас значительную помощь от государства в виде закупок их продукции Гохраном. Получает ли господдержку ГУП «КЯК» ? Планируется ли привлечение зарубежных инвестиций?
Со своими трудностями справляемся самостоятельно, государственной поддержки пока нет. Однозначно можно сказать, что привлечение инвестиций не планируется.
ГУП «КЯК» - вертикально интегрированная структура: от карьера до изготовления и продаж собственной ювелирки. Насколько успешной оказалась такая стратегия и как она будет развиваться в перспективе? Будет ли увеличена доля собственного ювелирного производства и ритейла?
Считаю, что именно в такой стратегии кроется залог успеха предприятия. Сбыт янтарного сырья или продажа янтаря, прошедшего обработку – понятно, что целесообразнее. Сдерживающим фактором было устаревшее оборудование комбината, но начиная с 2007-го года, мы проводим модернизацию. С нуля оборудовали новейшими импортными станками экспериментальный цех, - резко увеличилась производительность, и условия труда для рабочих стали на порядок лучше. Практически безотходная технология при отличном качестве – такое уже возможно. Экономический эффект стал заметен сразу.
Ежегодно объемы собственного ювелирного производства увеличиваются. Формируются новые производственные мощности, закупается современное оборудование для обработки янтаря. После долгого перерыва на комбинате вновь начали работу с благородными металлами, фактически заново оснастив серебряный цех. А янтарные украшения в оправе из благородных металлов всегда пользуются хорошим спросом, помогает и сложившаяся за многие десятилетия достойная репутация мастеров комбината. Наша продукция – абсолютная гарантия натурального камня и качественного металла.
Возрастает доля ювелирных полуфабрикатов – наши партнеры всё чаще закупают не янтарь-сырец, а уже прошедшие предварительную обработку заготовки для украшений.
У комбината на территории Калининградской области открыто четыре фирменных магазина. Один – на балтийском побережье, в курортном Зеленоградске, остальные – в областном центре. В среднем, собственная ювелирная продукция в денежном исчислении приносит 4 млн. рублей в квартал. Резкого увеличения продаж на территории Калининградской области ожидать не приходится, возможен только постепенный рост, связанный с увеличением туристической привлекательности региона. Основные покупатели изделий из солнечного камня – гости Янтарного края.
Развитие сети фирменных магазинов планируется, но в перспективе, территориально это будут Центральный и Северо-Западный регионы Российской Федерации.
В свое вермя в прессе озвучивалась любопытная идея, приписываемая Герману Грефу, смысл которой заключается в том, что ГУП «КЯК», являющийся основным поставщиком янтарного сырья на мировой рынок, теоретически способен управлять мировой ценой на янтарное сырье, изменяя объем предложения, т.е. действуя в качестве своего рода "янтарной Де Бирс"…
Задолго до Германа Грефа эту идею озвучивали политики разного уровня. Монополия на добычу янтаря и как следствие – возможность диктовать цену на мировом рынке, эту карту хотелось бы разыграть многим. Что касается экономических реалий, то обсуждение темы «Янтарная биржа», в которой такая идея отчасти нашла бы воплощение, возникает достаточно регулярно. Трудно сказать, сколько времени займет реализация этой идеи, здесь главное тщательно проработать проект. Кстати, летом 2009-го года на встрече с областным руководством мы даже предложили разместить биржу на территории Янтарного комбината, помещение всем понравилось – огромный зал с видом на море.
Свою задачу сегодня Калининградский янтарный комбинат видит в главном – выполнении плана добычи янтаря. В начале декабря, к окончанию добычного сезона мы должны выйти на уровень 350 тонн янтаря. Вот, в сегодняшней сводке – цифра 302 тонны. Значит, за оставшиеся дни нам придется сосредоточить все усилия и добыть ещё 48 тонн солнечного камня. Уверен, план выполним.
Прежде, чем размышлять о глобальной монополии на янтарное сырье, надо суметь этот минерал добыть. Кроме того, обязательно определиться с собственными возможностями переработки.
Недавно руководитель областного управления федеральной налоговой службы заявил, что нелегальная добыча янтаря легализуется через документы КЯК и якобы из-за этого объем вывоза янтаря за рубеж более чем вдвое превышает объем официальной добычи. Ваш комментарий?
Что касается упоминания в СМИ Калининградского янтарного комбината в связи с легализацией янтаря, незаконно добытого на территории области так называемыми «чёрными» копателями. Считаю такого рода информацию не имеющей отношения к возглавляемому предприятию. Калининградский янтарный комбинат - крупнейшее предприятие янтарной отрасли в России, участвует исключительно в цивилизованном формировании мирового рынка янтаря. Мы заинтересованы в развитии легального доступа переработчиков к сырью, особенно представителей янтарной отрасли региона. Несколько недель на комбинате работали комиссии, проверявшие деятельность предприятия в различных направлениях. Существенных нарушений они не зафиксировали. Задача борьбы с нелегальной добычей и вывозом балтийского солнечного камня находится вне нашей компетенции. Только органы власти на федеральном и на региональном уровнях обязаны разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для предотвращения нелегальных операций в сфере добычи и сбыта янтаря.
Как обстоят дела с изумрудным проектом (Малышевское месторождение)? За счет каких средств финансируется этот проект? Каким вам видится сегодня рынок изумрудов и каковы его перспективы? Не планируете ли вы выпуск ювелирных коллекций с изумрудами?
Прежде чем рассуждать о возможностях существующего рынка изумрудов и его перспективах, очень хотелось бы понять, какие именно изумруды сейчас добываются на Малышевском месторождении. Совсем скоро, в ноябре - начале декабря 2009 годы на шахте вскроют первый пласт. Тогда можно будет судить, с чем мы имеем дело. Ведь существуют ювелирные изумруды и другие бериллиевые разновидности, которые применяются в промышленности. Качество камней, объёмы добычи – эти вопросы пока преждевременны. Соответственно, выпуск ювелирных коллекций с изумрудами мы пока не планируем. На сегодня главное – восстановить после долгого перерыва работу оборудования, решить вопросы социального характера, накопившиеся за это время в трудовом коллективе.
Лицензия на разработку месторождения у нас появилась недавно, пока занимаемся, в основном, техническими вопросами. Горное оборудование длительное время находилось в законсервированном режиме, для полноценного возобновления работ тоже требуется время. Финансирование Малышевского осуществляется за счет собственных средств ГУП «Калининградский янтарный комбинат». Поэтому чем лучше будут обстоять дела на янтарном берегу русской Балтики, тем скорее и успешнее наладится работа на Малышевском месторождении.
Сергей Горяинов Rough&Polished, Калиниград
Оцените материал:
03.12.09 2039
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |