Уходящий год был для арт-рынка весьма неровным: сначала аукционы рванули с места в карьер, а к концу года энтузиазм рынка несколько выдохся. Аукционные дома опубликуют свои годовые отчеты только в новом году, однако на сайте Sotheby’s уже сейчас можно почерпнуть данные о том, что за ушедший год мировые продажи компании выросли на 12,2 процента, составив 4,9 миллиарда долларов.
Примерно до конца июля результаты торгов соответствовали ожиданиям и даже превосходили их, тогда как с сентября на рынках Великобритании и континентальной Европы наметился спад, и многие продажи недотягивали до эстимейта. Хотя есть некоторые отступления от этого общего правила, в целом можно сказать, что кризис Еврозоны постепенно берет свое.
Помимо результатов открытых торгов, интересно также взглянуть на итоги частных сделок, которые аукционные дома проводят за закрытыми дверями: их популярность неуклонно растет. В прошлом году доля частных сделок составила 10 процентов от оборота Sotheby’s и Christie’s, принеся им миллиард долларов. В первом полугодии нынешнего года объем частных сделок Christie’s вырос на 57 процентов, а Sotheby’s — на 114 процентов (весомый вклад в копилку лучшего полугодового результата за всю историю аукционного дома).
Несмотря на крупную частную сделку — успешную продажу четырех бронзовых скульптур Матисса за сумму около 120 миллионов долларов, состоявшуюся в ноябре, пока неясно, достигнет ли Sotheby’s рекорда 2007 года, когда выручка компании составила 6,2 миллиарда долларов.
Как всегда, самыми прибыльными для аукционных домов оказались произведения представителей модернизма и современного искусства. Впрочем, по сравнению с периодом рецессии 2009–2010 годов, когда на рынке безоговорочно царили импрессионисты и модернисты, в этом году акценты сместились на произведения послевоенных и современных художников. В особенности это было заметно в Нью-Йорке, где продажи современного искусства ощутимо скакнули вверх.
Отличительная черта нынешнего рынка модернистов — высокие цены на работы сюрреалистов. В феврале в Лондоне были установлены два сюрреалистических рекорда: 13,5 миллиона фунтов заплатили за «Портрет Поля Элюара» Сальвадора Дали (Salvador Dali), а работа Магритта ушла за 2,5 миллиона фунтов. Однако этим дело не ограничилось: в мае в Нью-Йорке русский покупатель выложил 9 миллионов долларов за произведение бельгийца Поль Дельво (Paul Delvaux) — аукционный рекорд художника, а в ноябре полотно Макса Эрнста (Max Ernst) ушло также за рекордную для этого автора сумму в 16,3 миллиона долларов.
Самым большим разочарованием рынка импрессионистов в уходящем году стала скульптура Дега (Degas) «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица». Произведение, появившееся на нью-йоркских ноябрьских торгах Christie’s с эстимейтом 25–35 миллионов долларов, похоже, было переоценено — ни одной ставки за него сделано не было.
Главная интрига года заключалась в том, чтобы угадать, когда в большую рыночную игру вступят новые коллекционеры из Азии, России и стран Ближнего Востока. Русские покупатели боролись за работы Френсиса Бэкона, в том числе за три маленьких портрета друга художника Люсьена Фрейда (Lucian Freud), заработавшие 23 миллиона фунтов в Лондоне. А когда в ноябре русские и азиатские коллекционеры вступили в схватку за абстрактные работы Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), цена одной из них подскочила до рекордной планки в 21 миллион долларов, позволив немецкому абстракционисту занять третью строчку в рейтинге самых дорогих ныне живущих художников.
Две из десяти самых высоких цен этого года пришлись на долю продававшихся в Лондоне работ старых мастеров из старых британских коллекций. Большое полотно Франческо Гварди (Francesco Guardi) с изображением вида на мост Риальто в Венеции было продано за 27 миллионов фунтов, заняв вторую строчку рейтинга самых дорогих полотен старых мастеров. Картина уедет из Великобритании за рубеж, если только сердобольные британские любители искусства ее не выкупят. А работа Джорджа Стаббса (George Stubbs) с изображением скакуна Джимкрека ушла с молотка за 20 миллионов фунтов, заняв, таким образом, третье место в списке проданных на открытых торгах самых дорогих произведений старых мастеров. Впрочем, громкие события на рынке старых мастеров, скорей всего, ожидают нас и в следующем году, когда, возможно, определится судьба недавно атрибутированной работы Леонардо (Leonardo) «Спаситель мира», находящейся сейчас на выставке в Национальной галерее (National Gallery). По слухам, продавец просит за картину 200 миллионов долларов.
Лучшие цены ушедшего года на торгах Sotheby’s и Christie’s были заплачены за работы американских абстрактных экспрессионистов и произведения поп-арта. Недооцененный ранее Клиффорд Стилл (Clyfford Still) достиг грандиозной вершины, заработав 62 миллиона долларов, а большая картина-комикс Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) — 43 миллионов долларов. Журналист Economist в своей статье о торгах предположил, что на обе работы предоставили гарантии члены королевской семьи Катара, которые позже их и приобрели.
Однако самая дорогая картина уходящего года появилась не в Лондоне, Париже или Нью-Йорке, а на торгах в Пекине. В мае на торгах China Guardian выполненная тушью в технике традиционной китайской живописи работа самого финансово успешного художника Китая Ци Байши (Qi Baishi) с изображением орла, сидящего на дереве, обрамленная с двух сторон подписями в стиле китайской каллиграфии, была продана за 65 миллионов долларов. Несмотря на то, что ажиотаж на китайском рынке стих, а стандартные китайские отчеты о торгах оставляют желать лучшего, при ближайшем рассмотрении очевидно, что в 2011 году Китай снова очень близок к тому, чтобы стать крупнейшим рынком искусства и антиквариата в мире.
Мария Эстрова
Источник 25.12.11 1130
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |