Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Это может показаться странным, но в проходной завода "Биолар" выставлено не некое стилизованное подобие продукции предприятия, а... кабриолет "Форд" 1929 года выпуска. Может быть, лаки и краски крупнейшего химического завода Балтии имеют отношение к флагману американского автопрома, и ретролегковушка символизирует связи двух стран? Нет, все проще: собирательство старинных машин - страсть директора завода, а упомянутый автомобиль - лишь малая часть коллекции и ее начало...

Среди разного рода увлечений хобби Юрия ДАНИЛКО стоит особняком. Во-первых, его не поместишь ни в какие альбомы и не поставишь на полку. Во-вторых, прежде чем тот или иной предмет коллекции будет назван таковым, он требует многомесячной реставрации и доведения до первоначального вида. И, в-третьих (что вытекает из двух первых позиций), подобная страсть во сто крат затратнее всех прочих и, стало быть, доступна не каждому...

Юрий Петрович вспоминает, как в молодые годы его сосед-ровесник откопал в сарае у своего деда чуть ли не замурованный автомобиль, на котором его родственник работал таксистом в Риге 1930-х годов.

- Память не сохранила возраст машины и марку, но после многих лет простоя она оказалась на удивление живуча, - говорит Юрий Данилко. - Чтобы поставить ее на ход, ушло совсем немного времени. Потом сосед подкрасил ее, надраил внутри и стал с помощью ретроавто подрабатывать: снимался в кино, возил свадьбы. Я с завистью смотрел на него, представлял себя за рулем такого аппарата, но и подумать не мог, что со временем в моем гараже появятся экземпляры поинтереснее...

Генеральское сукно

ГОН, или Гараж особого назначения Юрия Данилко чаще всего востребован во время песенного конкурса "Новая волна". Директор "Биолара" лично знаком со многими участниками и организаторами этой шоу-тусовки, ежегодно устраивает для них приемы. Тогда же черные "Чайки" с госномерами "Биолар", "Биолар 1", "Биолар 2" рассекают по улицам Риги и города-курорта с заезжими VIP'ами на борту.

Собственно, репрезентативные автомобили Горьковского завода положили начало коллекции предпринимателя. В 1990-х, когда активно приватизировалось и распродавалось союзное наследие, г-ну Данилко предложили приобрести для завода по сходной цене машину ГАЗ-13. До этого она возила отдыхающих санатория "Рижское взморье", а так как он подчинялся 4-му Главному управлению Минздрава СССР (в народе - "Кремлевке"), людьми они были не простыми, в силу чего "Чайка" эта содержалась в образцовом состоянии и требовала минимум реставрации. Следом появилась еще одна такая же машинка, потом третья...

Но коллекционер пребывает в постоянном поиске и никогда не удовлетворяется тем, что уже имеет. Вот и Юрий Данилко решил воссоздать всю линейку правительственных авто: следом за "тринадцатыми" моделями "Чайки" в заводском гараже появились две "четырнадцатые", затем их предшественник - ЗИС-110.

С "членовозами" (как еще называли представительские машины, возившие членов ЦК КПСС. - Ред.) у Юрия Петровича связана любопытная история. Общеизвестно, что среди собирателей почитается все оригинальное, начиная от покрышек и заканчивая салонным прикуривателем, а так называемый новодел снижает ценность раритета. Когда Данилко решил поменять обивку сидений двух "Чаек", оказалось, что на ГАЗе для этих целей использовалось сукно, которое шло на шинели генералитета Советской Армии. Пытались найти такое в Латвии, соседних республиках, обзванивали торговые базы, даже объявления в газеты давали - вдруг у кого-то дома хранится забытый отрез... Все - тщетно.

Попутно выяснили, что сукно производили в городе Клинцы Брянской области. Звонок на фабрику обрадовал: на складе есть два "генеральских" рулона. Данилко заявил: "Беру" и снарядил грузовик. Тот, правда, российских ям и колдобин не выдержал - за несколько километров до цели развалился передний мост. На подмогу из Олайне был послан второй, который благополучно добрался до цели. Но когда уже оформлялась накладная, и ткань осталось лишь забрать, обнаружился досадный нюанс: сукно на самом деле оказалось полковничьим, оно немного отличалось от генеральского оттенком. А последние рулоны генеральского ушли из Клинцов в Афганистан, и теперь в сшитом из них обмундировании щеголяет весь высший командный состав тамошней армии...

Юрий Данилко с улыбкой признался, что отправлять гонцов так далеко он не стал - и за неимением "гербовой" ткани обошелся простой.

- Это я сейчас знаю, чем одно сукно отличается от другого, - говорит коллекционер. - Заметить же такие тонкости невооруженным глазом вряд ли у кого-то получится... Кстати, нечто подобное происходило во время покраски машин. "Чайки" в большинстве своем были черного цвета - соответствующую краску на ГАЗ поставляли из Ярославля. Она наносилась в десять слоев, далее полировалась и выходила такая блестящая игрушка мощностью 195 лошадиных сил, словно с рекламного проспекта: Связались с ярославскими коллегами, узнали номер краски и технологию процесса, но у себя решили не делать все "Чайки" одинаковыми: две у нас серые, еще две - черные. Пятая машина этой марки пока еще в стадии реконструкции...

От большего - к меньшему

Вышло так, что эволюция советского правительственного автопарка в Олайне происходила в обратной последовательности. Приобретая первую, потом другие "Чайки", Данилко еще не знал, насколько глубоко будет "копать эту тему". Когда в одном из заводских ангаров, превращенных в ретро-гараж, появился их предшественник ЗИС-110, а следом ГАЗ-12 (он же ЗИМ), казалось, можно ставить точку. Но тут выяснилось, что в гараже Совнаркома СССР в 1930-е годы эксплуатировали "Студебеккер-Эрскайн".

Юрий Петрович находит такой автомобиль через Интернет - и сейчас тот стоит в ремзоне и дожидается своего часа, когда сможет засверкать на солнце полированными боками...

Ну а дальше пошло собирательство без системы, хотя коллекционер и во всякой случайности видит свою закономерность. "Роллс-Ройсов", к примеру, у него четыре. Самый старый начал вырабатывать свой моторесурс ровно 60 лет назад, самый молодой - 52 года тому назад. Но интересен не столько возраст, сколько происхождение британских авто. Во всяком случае, два из них с большой долей вероятности имели отношение к гаражу королевы ЕЛИЗАВЕТЫ II. Юрий Данилко говорит, что при желании это можно выяснить по номерам шасси, но на переписку с производителем и королевской автобазой необходимо время.

Коль скоро мы коснулись имен бывших владельцев, есть смысл вспомнить, что одна из олайнских "Чаек" возила некогда второго секретаря ЦК КП Латвии Николая БЕЛУХУ, а другая - последнего министра обороны СССР Дмитрия ЯЗОВА.

С той, что из Латвии, - донельзя просто: списали с партийной службы, передали ступенью ниже, а после развала страны продали.

С маршальской история чуть длиннее. После министра ее перегнали в Минск для командующего войсками Белорусского военного округа. С началом революций и делением на независимые государства, когда появилась возможность восседать на фирменной коже германского автопрома, министр обороны теперь уже Республики Беларусь пересел на "мерседес", а язовскую "Чайку" продали директору Минского лакокрасочного завода, который активно помогал военным продукцией своего предприятия. В свою очередь, Юрий Данилко перекупил ее позднее у коллеги и считает, что вовремя. Когда машина уже стояла в Олайне, у соседей вдруг начали искать ее следы, и заместитель по тылу министра обороны Белоруссии получил выговор...

С видом на музей

Что движет людьми, которые занимаются автостроением? Тонкий расчет или вдохновение, экономическая выгода или амбиции? Они создают новые марки и модели машин, выбирая, каким путем пойти, как найти компромисс между прибылью и желанием создать нечто неординарное. Впрочем, сейчас, за очень редким исключением, автомобиль - это произведение искусства. Многие марки машин унифицированы не только в деталях, но и во внешнем облике: Хотя на некоторых автогигантах не забыли такого понятия, как престиж.

И Юрий Петрович это хорошо понимает. "Биолар" уже несколько лет содержит профессиональную мужскую волейбольную команду, которая выступает в чемпионате Латвии. Понятно, что доходов она не приносит, зато расходов... Но это не главное, говорит директор завода, престиж важнее. Да и помогать спорту он, сам в прошлом спортсмен, считает делом чести.

С машинами пока выходит затратнее. Но вместе с тем это неплохое вложение капитала, ведь в мире немало людей, одержимых идеей собирательства, которые прекрасно ориентируются в этом сегменте. Когда-нибудь, возможно, автоколлекцию можно будет продать - и с лихвой компенсировать вложения. Но пока Юрию Данилко видится такой проект (тоже, кстати, бесприбыльный): открытие на территории завода павильона ретро-автомобилей. Даже вход в него коллекционер собирается сделать не через проходную, а с улицы - пусть любой желающий приходит...

Но это перспектива. Пусть и недалекая. А сейчас наш герой занят поиском знаменитой "эмки" (ГАЗ-М1 "Молотовец-1". - Ред.) - первого советского автомобиля собственной конструкции. Он возил партийных чиновников, командиров РККА, включая маршалов ВОРОШИЛОВА, ЖУКОВА, РОКОССОВСКОГО, а еще был прозван "черным вороном", поскольку широко использовался НКВД во время арестов. Машин ГАЗ М-1 было выпущено без малого 63 тысячи штук, однако найти сейчас приличный экземпляр почти невозможно. Если у Юрия Данилко получится, то в Олайне выстроится практически весь ряд советского автопрома для номенклатуры...

От ГАГАРИНА - до КАСТРО

На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипломатический корпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии: Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США.

Случаи, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Никиты ХРУЩЕВА (советского лидера конца 1950-х - начала 60-х) "Чайку" получили писатель Михаил ШОЛОХОВ, космонавт Юрий ГАГАРИН, балерина Галина УЛАНОВА и кубинский революционер Фидель КАСТРО.

Машина - машине рознь...

Возраст ретроавтомобилей играет зачастую не главную роль, важнее общее состояние автомобиля, максимально возможное возвращение ему первоначальных элементов и качеств.

Другими словами, ветерана с "начинкой" от современных машин нельзя считать отреставрированным раритетом - это просто вариация на тему. Окраска металликом и лишний хром не добавят авторитета реставратору. В идеале машина должна стать такой, какой сошла много лет назад с конвейера - оригинальной. С точки зрения настоящих реставраторов, ссылки на отсутствие "родных" деталей - не оправдание...
Оцените материал: 0.0/0

    16.01.12 3305 antikvarius 
История, реставрация, коллекционер, раритет, авто, ретроавтомобиль
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar