Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
«Фарфоровая сказка Алтая» в Барнауле


Нас тянет постигнуть тайну прекрасного. Постигнув – творим сами, мечтая оставить потомкам чудо рукотворное.

В эти дни в Государственном художественном музее работает выставка «Фарфоровая сказка Алтая». Эта экспозиция – итог работы участников пленэра фарфористов в рамках всероссийского фестиваля с одноименным названием. Организаторами его стали Зинаида и Анатолий Корчагины – творческий и супружеский дуэт с новосибирско-алтайской пропиской. Кроме их работ на суд зрителя представлены изделия рубцовского фарфорового производства «Снежинка плюс» (руководитель Юрий Голубев).

Штоф как художественное изделие

Однажды профессиональный строитель Юрий Голубев поехал по служебной надобности в Прокопьевск на фарфоровый завод. Интересовали его новые технологии – керамическая плитка, к примеру. И тут он увидел нечто более интересное. Потом были визиты на фарфоровый завод в Гжели, налаживание контактов с Донбассом, с зарубежными странами, где можно найти качественное сырье для производства фарфоровых изделий. «Фарфоровая масса состоит из восьми компонентов, – говорит Юрий Григорьевич, – самостоятельно ее сделать нельзя, приходится искать. Мы с нуля начинали, теперь – производство, заказы, точки сбыта».

Скульптурная миниатюра, сувениры, посуда для меда и штофы. Это все – не ширпотреб, а художественные изделия. Работа тонкая, роспись ручная. Знатоки ценят не только то, что хранится в сосуде, но и то, как этот сосуд выглядит. Вот потому и название идет из глубины веков – штоф.

Сейчас есть задумка подготовить коллекции «Животные Алтайского края и Сибири» и «Трофеи». Юрий Голубев констатирует: «Чтобы меньше губили живую природу, а украшали свой интерьер скульптурами зверей». Интерес к старине в наше время все возрастает, разные там кружевные салфеточки, слоники и мишки на комоде вновь в фаворе, так что потенциальных покупателей достаточно.

Но вот в качестве музейных экспонатов произведения от «Снежинка плюс» выставляются впервые. Юрий Григорьевич как бы с удивлением произносит: «Звонили из музея – посетителям не верится, что это все сделано на Алтае, да еще и в наши дни. Приятно».

«Керамика меня заворожила…»

Корчагины – это не творческий псевдоним. Зинаида Алексеевна смеется: «Это фамилия моего мужа, и теперь уже не известно, что было первично, – мое увлечение керамикой или я увлекалась керамикой, потому что рядом оказался человек с такой говорящей фамилией». Но если серьезно, все началось с драконов. Идея создать скульп- туру мифического существа возникла спонтанно. Получив первичную информацию о работе с керамикой, обзавелась Зинаида небольшой муфельной печкой, налепила динозавриков и поставила их на обжиг. Увы, первый опыт закончился грудой черепков. «Но я так быстро не сдаюсь, решила научиться по-настоящему. Вскоре обзавелась мастерской, оборудованием, сырьем запаслась, – вспоминает мастер, – появились заказчики, точки реализации». Объехали Корчагины многие города Сибири, посмотрели на работу других керамистов.

«Керамика меня заворожила, думаю, навсегда», – продолжает Зинаида. Изначально в мастерской работали восемь человек, потом – 15. Изделие от Корчагиных, которое оказалось востребованным далеко за пределами Сибири, – цветочное кашпо, производство было поставлено на поток. А обучение профессии не прекращалось, высшее образование получила в Томском политехническом. И поняла, что изделия на поток – немного не тот формат. Штучные вещи – вот что должно рождаться на свет, коли уж судьбе было угодно направить ее стопы именно по этому пути. «Мастер – золотые руки», – такое звание присвоили Зинаиде Корчагиной. Сегодня в мастерской работают только сами супруги.

Огонь, глина и немного волшебства

В жизни все случается не просто так: нужные люди, события, встречи происходят тогда, когда идешь к конкретной цели. «Организаторы, вдохновители и главная движущая сила проекта «Фарфоровая сказка Алтая» – художники-керамисты Зинаида и Анатолий Корчагины, творческий союз которых объединяет два сибирских региона – Алтай и Новосибирскую область», – такой статус присвоили им в Художественном музее. Торжественно и чинно.

Не споря со специалистами, Зинаида уточняет: «Очень хотелось побывать на Каракольских озерах. Но в хорошей компании. Так родилась идея пленэра. И приобрела масштабы всероссийского фестиваля, приехали и опытные мастера, и начинающие. Лучшие работы выставлены теперь в музее, который стал нашим партнером. А состоялся фестиваль благодаря поддержке управления Алтайского края по культуре и архивному делу».

Рассказывать обо всем, что «выпекалось» на фестивале, трудно, это надо видеть. И все же самым захватывающим зрелищем стало рождение огненной скульптуры. Это когда разогревают печь до 1050 градусов, затем огненное нутро разверзается, заготовку будущего шедевра забрасывают опилками, они красиво вспыхивают. Потом свежеиспеченное творение охлаждают. И перед взором очарованных увиденным зрителей предстает, к примеру, подсвечник.

Почему именно керамика, фарфор? Зинаида Корчагина с сожалением констатирует, что по-настоящему понимают и пропагандируют фарфор по ту сторону Уральских гор, а в Сибири он предан… забвению. Он известен подавляющему большинству людей лишь в качестве посуды. «У фарфора есть своя эстетика, и не надо низводить его до уровня чайных чашек. Этот материал – искусство, а не предмет бытового обихода».

Керамика молоченая, искусственно состаренная, украшенная ручной росписью и гладкая – видов обработки изделий много, на самый взыскательный вкус. Для творящего фарфоровую и керамическую сказку важны все этапы – от поиска сырья до передачи изделия в руки будущего владельца. Но сам процесс творения, наблюдать который удается далеко не каждому, – всегда настоящий экзамен, как для начинающего керамиста, так и для «Мастера – золотые руки».

Тамара ЕЛИЗАРЬЕВА, фото Андрея ЧУРИЛОВА

Оцените материал: 5.0/1

    01.08.15 1301 antikvarius 
миниатюра, фарфор, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar