Евгений Дубровский и его коллекция спичечных коробков
— Как зародилась у вас тяга к такому необычному хобби и помните ли вы свой первый коробок?
— Когда вы покупали в магазине спички, то, наверное, замечали коробки с рисунком верблюда. Их выпускали и десять лет назад. Как-то мы с мамой пошли в магазин покупать продукты к новогоднему столу, тогда я и обратил внимание на коробки с изображением нетипичного для Беларуси животного. Это и был мой первый экземпляр будущей коллекции! Спустя какое-то время в деревне у дедушки на печке нашлись еще 15 штук (пенсионеры обычно покупают спички впрок, а коробки заваливаются куда-нибудь и таким образом накапливаются в течение времени), самые старые были 1960 года выпуска. Вот с этого момента и проснулся у меня настоящий интерес к коллекционированию.
Сейчас мне 20 лет, получается, я уже полжизни собираю спичечные коробки и этикетки. Сначала занимался этим в свое удовольствие, а потом уже начал немного разбираться, искать информацию о филумении, читать литературу.
— Из чего сейчас состоит ваша коллекция?
— Такое хобби подразумевает собирание не только спичечных коробков, но и этикеток. У меня есть и то и другое. Поначалу собирал все, что попадалось, ведь всякий новый коробок — маленькая радость, независимо от его года выпуска. А потом уже начали вырисовываться определенные тематики, вот тогда и появился настоящий азарт. Где-то в классе пятом я собрал первую тематическую коллекцию. Но о большом разнообразии спичек в наших магазинах говорить не приходится, поэтому тогда получилась просто рекламная подборка.
Интересно, что среди советских экземпляров у меня много этикеток с фотоаппаратами, есть большая коллекция скульптуры времен СССР, около 20 коробков посвящены первому Всемирному горному конгрессу, еще некоторое количество — стройке. Среди недавно приобретенных этикеток есть целый цикл с изображением поездов: паровозы, тепловозы, электрички. Чего у меня пока очень мало, так это коробков с изображением советского автомобильного транспорта. Зато есть современные образцы: я привез несколько коробков из Латвии.
Впечатляют и коллекционные наборы. Они выпускались как раз для филуменистов. Мне удалось приобрести на интернет-аукционе один из них, выпущенный в 1970 году Балабановской спичечной экспериментальной фабрикой. Это был тот редкий случай, когда я покупал коробки на аукционе, потому что при таком способе приобретения теряешь много времени, следя за торгами. Всего же подарочных наборов у меня три: первый — советский, второй я купил в Петродворце, а третий мне знакомый привез из тура по городам России.
— Когда в последний раз пополняли собрание?
— Совсем недавно: купил 250 этикеток 1960–1970‑х. Раньше я старался их наклеивать на современные коробки для лучшей сохранности. А эти были в очень хорошем состоянии, думаю поместить их в альбом, как марки.
— Важна ли для вас история новых приобретений?
— Всегда интересно узнать, какой путь проделал коробок до того, как попал ко мне в руки. Но обычно судьба старых спичек схожа: их находят за печками, на чердаках, в гаражах. Я даже всех друзей и знакомых просил: «Поедете в деревню — поищите». Последнее мое приобретение — этикетки — были аккуратно завернуты и перевязаны лентой, а сверху — надпись: «Этикетки спичечные, 100 штук». Сразу понятно, что это чья-то коллекция. Но кто был ее прежним хозяином — неизвестно. Другое дело, когда моя тетя в Мурманске у родственников на печке случайно нашла спичечные коробки из шпона с иллюстрациями к поэме «Евгений Онегин» — их никто не собирал.
Однажды в Интернете я купил много современных иностранных коробков. Продавала женщина, у которой муж дальнобойщик. А вот тот советский коллекционный набор, купленный на интернет-аукционе, достался продавцу от дяди. Сам же он собирает монеты. Мы на всякий случай обменялись телефонами. Оказалось, не зря: через какое-то время он случайно нашел, опять-таки на печке, шесть новых коробков из шпона.
— И все-таки, какие коробки интереснее: нынешние или прошлого века?
— Советские гораздо интереснее. Конечно, нынешние — более яркие и красочные, но в большинстве случаев это рекламные спички: с изображениями отелей, баров, клубов, такси. То ли дело советские — они ведь передают атмосферу того времени! По ним видно, как воспитывали человека, чувствуется дух эпохи. Это сейчас у нас на коробках верблюды и розочки, а раньше было такое разнообразие, что у людей коллекции насчитывали до 250 тысяч экземпляров! Где, как не на коробках, писать о том, что «Нельзя применять пыжи из пакли и бумаги — это приводит к пожару!». Ну разве не прелесть?!
— А как окружающие относятся к вашему увлечению?
— На самом деле по-разному. Некоторые считают такое коллекционирование детской забавой. Как-то покупал коробки в магазине, просил дать мне разные. Продавец, затурканная за день причудами покупателей, долго смотрела на меня тяжелым взглядом… Пришлось объяснять, что я коллекционер. Но родственники и друзья меня понимают и, если путешествуют, всегда мне хотя бы один коробок да привезут.
— Пытались найти единомышленников?
— Пытался, с некоторыми даже общался, но недолго. Сейчас в Интернете больше объявлений о продаже, чем о покупке. Как-то познакомился с парнем, который крутится в индустрии по изготовлению рекламных спичек, у него тоже были интересные экземпляры. А так… У нас в Беларуси ведь нет клубов или секций филуменистов, а то я с радостью вступил бы в них.
— Есть ли среди экземпляров вашей коллекции любимые?
— Да. Это картонный спичечный коробок 1970 года с надписью «Берегите хлеб». Вроде ничего особенного, но мне он очень нравится, я таких больше не видел. А самый необычный коробок в моей коллекции — в виде ботинка: деревянное основание, на подошве терка для зажигания, а в самой «обувке» — спички. Это творение народных умельцев отец привез из Украины. Вообще интересных экземпляров у меня много.
* * *
Кажется, что в надписях «Будь осторожен с огнем в лесу», «Выписывайте «Колхозную правду» или «Не прыгайте в воду в неизвестных местах» нет ничего особенного: все просто, порой даже наивно. Но разложишь всю необъятную коллекцию на полу — и перед тобой целая хроника жизни наших дедов и отцов. И как не умилиться, читая подобные слоганы: «Разводите кроликов», «Килька — лучшая закуска»!.. Я слушала, как увлеченно Евгений Дубровский рассказывал о своей коллекции, и мне подумалось, что сожалеть о том, что такое хобби сегодня — редкость, наверное, не стоит. Да, настоящих филуменистов найти не так просто, но тем больше интересны эти люди — коллекционеры истории.
Беседовала Юлия Пяткова
© Фото автора, vsr.mil.by
14.07.12 9120
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |