Наблюдать за ними интересно. Он ходит и со знанием дела осматривает старые кожаные ремни и каски, задерживается у витрин с пулями и нашивками, бурчит под нос: «А вот этот рюкзак ещё можно до ума довести». Она то и дело спрашивает: «А это что? А это?». «Это - подсумок для гранаты. А это - нашивки горных егерей. Это - всякие страйкболловские штучки, ну знаешь, когда взрослые мужики в войнушки играют». Гуляют эти двое в магазине, где продают всякие «военные штучки»: амуницию, снаряжение. Как аутентичные, так и «реплики». Для тех, кто собирает войну.
Хочешь - форму, хочешь - шмайсер
Ой, чего тут только нет! Подсумки для пулемётов и пистолетов, гранат.
Солдатские каски, противогазы, котелки и гильзы от патронов к винтовкам
и пулемётам, патроны, полуистлевшие пояса. Погоны, брюки, ремни, кобура
и плащ-палатки, полевые фляги, чехлы для них, ранцы всякие и нашивки,
знаки отличия, петлицы для кителя. А вот - корпус от немецкого
противогаза.
А вот - стенд с трофеями времён Великой Отечественной.
Рядом с проржавевшими гильзами - продырявленные каски. Вот эти две -
вермахтовские, а самая искорежённая - советского солдата. Вот
андриановская каска, с гребнем, а вот - голландского экспедиционного
корпуса. Ложки, ножи и кривые вилки, которыми солдаты открывали
консервы. А можно и китель немецкого офицера найти, и даже автомат -
шмайсер.
- Вся амуниция и снаряжение, которые продаются в таких магазинах, делятся на два больших направления: первое - аутентичные военные вещи, например, после 1945 года стоящие либо стоявшие на вооружении и обеспечении реальных армий. К примеру, бундесвера или стран НАТО. К тому же есть склады мобхранения и мобрезерва, которые сегодня подлежат полной чистке, потому что уже и форма изменилась, и амуниция, и снаряжение, есть склады, которые забиты оружием времён войны. А второе направление - до 1945 года, то, что было в первую мировую войну, - поясняет крымский коллекционер военного антиквариата Андрей Трофимов. - К тому же сейчас исключительно модное направление - реконструкция исторических батальных событий, потому параллельным направлением идут так называемые «реплики», которые делают фирмы типа «Милтек». В чём их задача? Берут ветровку, например, горных егерей и один в один, по лекалам, делают ветровку, но обойдётся таковая в десятки раз дешевле аутентичной. Реконструкторам это подходит, ведь жалко надевать на игры аутентичные комплекты. Но и так называемый «новодел» может быть пошит и отлит весьма качественно: тот же автомат сделают в Испании, полностью передадут деталировку оружия, только стрелять оно не сможет. Сегодня многие просто с ума сходят по вермахту. Хороший комплект вермахтовской формы, так называемой «реплики», может стоить тысячи долларов, а аутентичные вещи и дороже. Вещей-то мало осталось, что-то уже испортилось за 65 лет, что-то попросту износилось. Мой дед, например, до начала 50-х годов ходил в своём армейском френче, аккуратно починённом бабушкой, в сапогах и галифе только по той простой причине, что не было гражданской одежды.
Военный second-hand для модников
Итак, откуда берётся товар для всех этих магазинов военной амуниции? Почти всё - «реплики», то, что на коммерческой основе пошито где-нибудь в китайской мастерской по лекалам настоящих армейских вещей. Но есть аутентичные (но современные) вещи со складов. Например, в Германии мужчин призывают на так называемые десятидневные курсы срочников. Каждому такому солдату выдаётся полный комплект обмундирования: ботинки летние, ботинки зимние, сандалии, тапочки, носков двадцать видов, камуфляж такой, сякой и эдакий, несколько маек - для зимы и лета. И всё это - на 10 дней! Некоторые вещи даже не распечатываются, а потом - сдаются как подлежащие коммерческой реализации. Вещи уходят на склады, с которых и закупаются нашими бравыми ребятами по системе second-hand. Так что в магазинах, где продают военную амуницию и снаряжение, можно приобретать не только антиквариат или его «реплики», но и одежду для ежедневного ношения. Да такую, которая пошита с тройным запасом прочности и сделана по суперсовременным космическим технологиям. Потому что для военных. Например, термофутболку-антистатик английского спецназа, разработанную по мембранным технологиям (пот она выгоняет наружу, а внутрь не пропускает, что очень хорошо в походных условиях), или тактический рюкзак американских «морских котиков», или ботинки военные американской фирмы «Альтам», которая делает вещи для контрактников.
- Можно, конечно, все эти вещи покупать в туристических магазинах, сделанных для гражданских, а можно в Интернете, что намного выгоднее, - говорит Андрей Трофимов. - Например, футболки английского спецназа, которые я покупал за тридцать гривен, в магазинах стоят 420-440 гривен! Переплачивают за лейбл какой-нибудь известной фирмы туристического снаряжения. Только и всего.
Миссия - спасти орден
- Моя базовая специализация как коллекционера - медали, ордена и фалеристика, - продолжает коллекционер Трофимов. -
В моей коллекции «копанины» нет, только аутентичные вещи - из семейных архивов, например.
- Ну а как к вам в коллекцию попал первый орден?
- В 90-е я покупал серебряные рубли, чтобы сохранить свои сбережения.
И как-то, когда их уже накопилось прилично, решил сделать своей барышне
какое-нибудь авторское серебряное украшение. Пошёл в ювелирную
мастерскую, стал в очередь, чтобы сделать заказ, разглядываю маленькие
ячейки, образцы того, что делают.
А передо мной - пацан. И гляжу, он
отдаёт на переплавку орден! Для чего? Чтобы из него ему сделали кулон -
череп в немецкой каске с костями. Ну я и предложил ему на вес свои
серебряные полтинники, чтобы спасти орден, с которого и началась моя
коллекция. Тогда же отправил запрос в Подольск, в Россию, мне сказали,
кто этим орденом был награждён и за какой бой. И стала моя коллекция
расти потихоньку....
Он увлечённо рассказывает: что-то приобретает или выменивает у таких же страстных коллекционеров, как и сам, что-то находит на блошиных рынках, ну а что-то находит благодаря Интернету. В общем, всё, как у всех заядлых «собирателей». Ну а на вопрос, как относится к «чёрным копателям», отвечает:
- Если кто-то где-то что-то ищет и достаёт, не вижу в этом потенциально ничего плохого, потому что, например, в моей коллекции медалей и орденов - добрая четверть спасённых от переплавки. С одной стороны, «чёрные копатели» поступают хорошо. Потому что если они не сберегут, то история сгниёт (государству у нас во все времена было на всё наплевать и всегда не хватало денег), но, с другой стороны, если они варварски сбивают курган и добывают что-то ликвидное, неликвидное разрушают, а потом историки не могут ничего восстановить - это плохо. И это должно наказываться. Люди, которые сознательно идут на места боёв, находят металлоискателем так называемый «лежак» и не всё раскапывают, а копают примерно там, где могут быть награды, люди, которые разбрасывают кости, - это подонки и скоты. Если уж ты и взялся копать - копай, забирай «хабар», который тебе покойник отдаёт, но посмотри на жетончики смертника, похорони солдата: выкопай могилу, поставь крест, табличку повесь. Таких уважаю.
В Крым - за антиквариатом
А вот коллекционер Сергей Апарин приехал в Крым на отдых из Казахстана. И сразу с вокзала отправился по магазинам, в которых продают современную и старую военную амуницию, атрибутику, форму. Говорит, что в его стране таких магазинов меньше, да и выбор в них скудноват, и цены порой неоправданно завышены. В его коллекции - оружие, униформа и другая атрибутика двух мировых войн. Пожалуй, он не просто любитель старины, а хранитель исторической памяти.
- Каждая вещь из моей коллекции несёт в себе информацию, которую нельзя найти в учебниках, - рассказывает Сергей. - Например, гранату «Ф1» удобно держать людям с миниатюрными руками. Отсюда можно сделать вывод, что в тот период средний рост мужчины был меньше, чем сейчас. А приобретя офицерскую гимнастёрку времён Великой Отечественной, я узнал, что американцы поставляли по лендлизу не только танки, но и пуговицы с красноармейскими звёздочками. Покупалось всё это за золото. Наша оборонная промышленность была не в состоянии полностью обеспечить армию даже такими мелочами. И вот так каждый новый предмет - как детективный роман. Цель моего хобби? Видеть в мировой истории себя. Например, мою бабушку эвакуировали из Сталинграда в Алма-Ату, когда к Волге подошла армия Паулюса. Потом отправили в Караганду, где она встретила моего деда - горного инженера. Затем на машине «Волга» дед приехал в Алма-Ату строить плотину. «Волгу» он поменял на большой дом, в котором сейчас живут несколько его внуков и куча правнуков. Этот дом имел общий забор с военным училищем, где служил мой отец. Возле этого забора и встретились в первый раз папа и мама. Получается, если бы не фельдмаршал Паулюс, меня не было бы. В судьбу каждого так или иначе проникла та страшная война. Просто многие не задумываются над этим. Жаль, что в наших школах так мало музеев. Пацан, подержав в руках ППШ или трёхлинейку, примерив будёновку или каску-шестиклёпку, прочитав письма с фронта, навсегда заболевает историей своей страны.
- Ну а откуда у вас такое увлечение?
- Всё началось с того, что мне от дедушки достался настоящий японский меч офицера Квантунской армии. Мой дед был связистом, участвовал в монгольской кампании, сражался под Москвой и закончил войну в Харбине. Когда его не стало, я понял, что потерял не только очень близкого человека, но и настоящий кладезь знаний. Я стал приводить в порядок оставшиеся после него документы, искать его медали и ордена. В общем, почувствовал, как стремительно уходит от нас прошлое......
17.08.11 2445
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |