«Стол
из черного дерева, выложенный гравированными фигурами из слоновой
кости и перламутра. В середине его видна мифологическая картина:
состязание Марсия с Аполлоном, а по сторонам аллегорическое изображение
живописи и архитектуры. Кругом его находятся портретные медальоны
знаменитых живописцев и архитекторов Италии времени Возрождения
Искусств. В бытность свою в Риме в 1865 г. князь Сергей Михайлович
Голицын заказал эту изящную мебель у известного мастера Гатти,
который ее исполнил по рисункам живописца Зайца, зятя Овербека и
архитектора итальянского короля Чиполло». (Указатель Голицынского
музея: Вновь приобретенные предметы, ХХVI. 1882 год, Москва).
Внимание
посетителей Радищевского музея непременно привлекает декоративный стол
черного дерева, украшенный изображениями из тончайших пластинок
слоновой кости и перламутра, который традиционно ставится в центре
зала итальянского искусства.
В 1886 году Радищевский музей в
Саратове получает щедрый подарок - его основателю
художнику-коллекционеру А.П.Боголюбову, по распоряжению Александра
III было разрешено отобрать экспонаты для музея из фондов
Императорского Эрмитажа. Среди этих произведений оказался и
декоративный стол, ранее находившийся в собрании купленного Эрмитажем в
1885 году Голицынского музея на Волхонке.
Роскошная мебель,
изготовленная в мастерской знаменитого римского мастера Джованни
Батиста Гатти (1816 -1889)- богато украшенная вставками из слоновой
кости, перламутра, поделочных камней, поражающая технической
виртуозностью исполнения - получала премии на многочисленных
выставках и часто приобреталась музеями. Князь Сергей Михайлович
Голицын заказал этот шедевр мебельного искусства для украшения
«русского Версаля» - так называли современники его подмосковное
имение Кузьминки.
Эскизы для декора столешницы выполнены
немецким художником Александром Максимилианом Зейтцем (1811-1888).
Переехав в 1833 году в Рим, он получил известность как портретист, а
также автор многочисленных живописных и графических произведений на
библейские, евангельские и мифологические темы. Желая подчеркнуть
значимость и эксклюзивность выполненной работы, художник трижды
обозначает на столешнице свое имя.
В центре столешницы Зейтц
представил сюжет, описанный древнеримским поэтом Овидием -
состязание фавна Марсия с богом Аполлоном в игре на музыкальных
инструментах. Слева и справа он изобразил Аллегорию Живописи и
Архитектуры, а вокруг них портреты великих мастеров Возрождения:
Аннибале Караччи, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Рафаэля Санти, Джулио
Романо, Франческо Примаччио, Браманте Вазари, Себастьяна Себлио. По
периметру столешницы – виды знаменитых архитектурных памятников
Рима, от античных (Пантеон, Триумфальная арка Константина, термы)
до возведенных в эпоху зрелого барокко (Церковь Сан Джованни ин
Латерано).
Построенные в классическом стиле картинные
изображения обрамлены причудливой гирляндой из фантастических
существ и растений. Главной темой является Искусство как
непрерывная нить, пронизывающая всю историю человечества, от
античности до современности, и Рим как всемирная столица искусств.
С темой Искусства переплетается тема, связанная с заказчиком.
Рядом с портретами великих мастеров Возрождения, изображен герб рода
Голицыных. Далее, по углам и в центре длинных сторон стола,
внимательный зритель найдет Гениев Дианы, Вакха, Кибелы, Марса,
Пана. Видимо, они представлены здесь как покровители рода Голицыных,
способствующие его процветанию.
Декоратор отставляет зрителю
простор для догадок и предположений. О значении многих деталей мы
можем только догадываться. В причудливую вязь сплетены обнаженная
женская фигура, скорее всего, Венера, держащая на голове корзину с
кроликом, вероятно, символизирующим плодовитость, сатир с корзиной на
голове, похожей на рог плодородия, русалки, путти, змеи (чаще всего
трактуемые как символ мудрости), драконы, кошки, яблоки, кролики, львы,
раковины фантастические растения и существа. Поражает обилие
изображенных кошек - как знак царственности или плодовитости рода?
Может быть, художник или сам заказчик в силу каких-то причин питали
особое пристрастие к этим животным? Практически нет ни одной
одинаковой фигурки – кошки, стоящие на задних лапках, умывающиеся, с
котенком, сидящим на спине или у ног, с мышкой в зубах…. Схвачены
повадки, передается пластика движений - именно при изображении таких
элементов, где художник не связан академическими канонами, в полной
мере проявляется его наблюдательность и фантазия. И все это –
гравированный рисунок на пластинках слоновой кости, материале,
который ограничивает возможности рисовальщика.
Реликвия
княжеского рода Голицыных, этот стол является ярким примером того,
как, по образному определению Чарльза Коркодейла, из «сливок», снятых с
великих стилей прошлого, создается уникальное произведение
искусства, в котором каждый из заимствованных элементов, творчески
переосмысленных художником, помогает воплотить замысел заказчика.
Благодаря
замечательному художественному чутью А.П.Боголюбова и его дружеским
отношениям с императором Александром III этот прекрасный образец
декоративно прикладного искусства уже 125 лет украшает залы
Радищевского музея. Он покидал стены музея только однажды - в 2004
г., когда вместе с другими шедеврами бывшего Голицынского собрания,
рассеянных сейчас по музеям мира, демонстрировался в Москве, на
выставке ГМИИ им. А.С. Пушкина «Голицынский музей на Волхонке».
Савицкая Татьяна Евгеньевна, заведующий отделом зарубежного искусства Радищевского музея