«Стол
 из черного дерева, выложенный гравированными фигурами из слоновой 
кости и перламутра. В середине его видна мифологическая картина: 
состязание Марсия с Аполлоном, а по сторонам аллегорическое изображение 
живописи и архитектуры. Кругом его находятся портретные медальоны 
знаменитых живописцев и архитекторов Италии времени Возрождения 
Искусств. В бытность свою в Риме в 1865 г. князь Сергей Михайлович 
Голицын заказал эту изящную мебель у известного мастера Гатти, 
который ее исполнил по рисункам живописца Зайца, зятя Овербека и 
архитектора итальянского короля Чиполло». (Указатель Голицынского 
музея: Вновь приобретенные предметы, ХХVI. 1882 год, Москва). 
Внимание
 посетителей Радищевского музея непременно привлекает декоративный стол
 черного дерева, украшенный изображениями из тончайших пластинок 
слоновой кости и перламутра, который традиционно ставится в центре 
зала итальянского искусства. 
В 1886 году Радищевский музей в 
Саратове получает щедрый подарок - его основателю 
художнику-коллекционеру А.П.Боголюбову, по распоряжению Александра 
III было разрешено отобрать экспонаты для музея из фондов 
Императорского Эрмитажа. Среди этих произведений оказался и 
декоративный стол, ранее находившийся в собрании купленного Эрмитажем в
 1885 году Голицынского музея на Волхонке. 
Роскошная мебель, 
изготовленная в мастерской знаменитого римского мастера Джованни 
Батиста Гатти (1816 -1889)- богато украшенная вставками из слоновой 
кости, перламутра, поделочных камней, поражающая технической 
виртуозностью исполнения - получала премии на многочисленных 
выставках и часто приобреталась музеями. Князь Сергей Михайлович 
Голицын заказал этот шедевр мебельного искусства для украшения 
«русского Версаля» - так называли современники его подмосковное 
имение Кузьминки. 
Эскизы для декора столешницы выполнены 
немецким художником Александром Максимилианом Зейтцем (1811-1888). 
Переехав в 1833 году в Рим, он получил известность как портретист, а 
также автор многочисленных живописных и графических произведений на 
библейские, евангельские и мифологические темы. Желая подчеркнуть 
значимость и эксклюзивность выполненной работы, художник трижды 
обозначает на столешнице свое имя. 
В центре столешницы Зейтц 
 представил сюжет, описанный древнеримским поэтом Овидием - 
состязание фавна Марсия с богом Аполлоном в игре на музыкальных 
инструментах. Слева и справа он изобразил Аллегорию Живописи и 
Архитектуры, а вокруг них портреты великих мастеров Возрождения: 
Аннибале Караччи, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Рафаэля Санти, Джулио 
Романо, Франческо Примаччио, Браманте Вазари, Себастьяна Себлио. По 
периметру столешницы – виды знаменитых архитектурных памятников 
Рима, от античных (Пантеон, Триумфальная арка Константина, термы) 
до возведенных в эпоху зрелого барокко (Церковь Сан Джованни ин 
Латерано). 
Построенные в классическом стиле картинные 
изображения обрамлены причудливой гирляндой из фантастических 
существ и растений. Главной темой является Искусство как 
непрерывная нить, пронизывающая всю историю человечества, от 
античности до современности, и Рим как всемирная столица искусств. 
 С темой Искусства переплетается тема, связанная с заказчиком. 
Рядом с портретами великих мастеров Возрождения, изображен герб рода
 Голицыных. Далее, по углам и в центре длинных сторон стола, 
внимательный зритель найдет Гениев Дианы, Вакха, Кибелы, Марса, 
Пана. Видимо, они представлены здесь как покровители рода Голицыных, 
способствующие его процветанию. 
Декоратор отставляет зрителю
 простор для догадок и предположений. О значении многих деталей мы 
можем только догадываться. В причудливую вязь сплетены обнаженная 
женская фигура, скорее всего, Венера, держащая на голове корзину с
 кроликом, вероятно, символизирующим плодовитость, сатир с корзиной на 
голове, похожей на рог плодородия, русалки, путти, змеи (чаще всего 
трактуемые как символ мудрости), драконы, кошки, яблоки, кролики, львы,
 раковины фантастические растения и существа. Поражает обилие 
изображенных кошек - как знак царственности или плодовитости рода? 
Может быть, художник или сам заказчик в силу каких-то причин питали 
особое пристрастие к этим животным? Практически нет ни одной 
одинаковой фигурки – кошки, стоящие на задних лапках, умывающиеся, с 
котенком, сидящим на спине или у ног, с мышкой в зубах…. Схвачены 
 повадки, передается пластика движений - именно при изображении таких 
элементов, где художник не связан академическими канонами, в полной 
мере проявляется его наблюдательность и фантазия. И все это – 
гравированный рисунок на пластинках слоновой кости, материале, 
который ограничивает возможности рисовальщика. 
Реликвия 
княжеского рода Голицыных, этот стол является ярким примером того, 
как, по образному определению Чарльза Коркодейла, из «сливок», снятых с
 великих стилей прошлого, создается уникальное произведение 
искусства, в котором каждый из заимствованных элементов, творчески 
переосмысленных художником, помогает воплотить замысел заказчика. 
Благодаря
 замечательному художественному чутью А.П.Боголюбова и его дружеским 
отношениям с императором Александром III этот прекрасный образец 
декоративно прикладного искусства уже 125 лет украшает залы 
Радищевского музея. Он покидал стены музея только однажды - в 2004 
г., когда вместе с другими шедеврами бывшего Голицынского собрания, 
 рассеянных сейчас по музеям мира, демонстрировался в Москве, на 
выставке ГМИИ им. А.С. Пушкина «Голицынский музей на Волхонке». 
Савицкая Татьяна Евгеньевна, заведующий отделом зарубежного искусства Радищевского музея