Чтобы сохранить раритетные книги, их «маринуют»
Место каждой книги на полке он знает наизусть. Коллекции Феликса Лурье позавидует любая библиотека: здесь каталоги Эрмитажа 19 века, революционная литература, и вот жемчужина коллекции. Петербургские ведомости времен отечественной войны - почти вся наполеоновская кампания глазами Российской империи.
Феликс Лурье, историк, писатель: «Я подозреваю, что какой-то отставной офицер русской армии интересовался наполеоновскими кампаниями и подбирал этот материал. Между прочим, это единственный экземпляр, другого такого не существует».
Историк признается, литературу в век компьютерных технологий всё чаще читает он-лайн, но с бесценными фолиантами не расстается. Это ведь уже не просто источник информации - музейный экспонат. У антикваров бизнес идёт в гору: спрос на раритеты растет. А вот сдают книги всё реже - редкие издания пылятся в частных коллекциях.
Светлана Бурмакина, директор магазина старой книги: «Всегда приятнее взять в руки книгу, есть ощущение бумаги, запах. Это дух времени, если хотите».
Старейший сотрудник Публичной библиотеки Надежда Лобанова каждый день консервирует литературу. Известный факт - чем старше книга, тем выше кислотность бумаги. Такие страницы особенно подвержены разрушению.
Надежда Лобанова, ст. научный сотрудник Центра консервации библиотечных фондов: «Определяем pH. Вот таким вот индикаторным карандашом. И по шкале мы видим, что кислотность здесь – четыре».
Это значит книга «кислая». Нормальный показатель - семь единиц. Повышают его по специальной технологии. Тома сначала сутки вымораживают - избавляют от лишней влаги. А потом заливают солевым раствором. В этой камере книги будут «мариноваться» два часа.
Но угрожает фолиантам не только окисление. Пенициллы и аспергиллы - завсегдатаи петербургских библиотек. Но любят они книги отнюдь не за художественную ценность. За грибами и паразитами следят в спецлаборатории, каждый месяц берут пробы.
Алексей Корепанов, корреспондент: «Большинство из них, имеют, мягко говоря, неприятный внешний вид. Но некоторые похожи на целые произведения искусства. Ну, вот проба, например, чем не зимний пейзаж. Для человека эти художества, конечно, не страшны. Но для книг - губительно опасны».
Реставраторы книг работают медленно, но верно: за полгода в порядок приводят только одну рукопись. Как эту, например, из 16 века. Её, конечно, позже оцифруют, электронную копию дадут читателю. Но книгу сохранят. Флешкам и файлам хранители фондов не особо-то доверяют.
Светлана Добрусина, директор федерального Центра консервации библиотечных фондов: «Какие-то буквы, какие-то файлы будут теряться. И это уже будет то, что иностранцы называют «суррогат». Это не оригинал, это его копия. А оригинал мы должны сохранить».
Через два часа раритетные книги, как следует просолились. Удовольствие это, кстати, недешевое. В библиотеке подсчитали: обработка одного экземпляра таким способом обходится в 200-300 рублей. А за год консервируют 50 тысяч томов. Но что такое банальная арифметика в сравнении с вечными ценностями.
Алексей Корепанов, topspb.tv
26.01.12 1981
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |