Cadillac V16 Series 452A Dual Cowl Sport Phaeton 1930 года
Парадный кабриолет президента США Франклина Д. Рузвельта
Cadillac V16 Series 90 Fleetwood Aerodynamic Coupe 1936 года
Cadillac V16 Series 90 Hartmann Convertible 1937 года сейчас стоит 1,4 млн. долларов
Cadillac V16 Series 452A Roadster 1930 года
Последний Cadillac с V16 собрали в 1939 году
Модель 1938 года получила новый 185-сильный двигатель
Первый в мире бронированный лимузин на базе Cadillac V16, 1930 год
Cadillac V16 452D Fleetwood Roadster 1934 года
Cadillac Sixteen Concept оснащен 1000-сильным V16
| В
20-30 годах наблюдался расцвет автомобильной промышленности.
Технический прогресс не стоял на месте, инженеры не боялись принимать
смелые решения, а дизайнеры предлагали самые необычные проекты кузовов.
Да и покупателей стало больше: количество зажиточных граждан в
межвоенные годы существенно увеличилось, и новая элита хотела выделиться
с помощью эксклюзивного автомобиля. Одним из символов той эпохи можно,
несомненно, назвать Cadillac V16 – шедевр как с технической, так и с эстетической точки зрения. В конце 20-х годов марка Cadillac
переживала расцвет. Годовое производство совсем недешевых автомобилей
достигло 20 000 единиц. Они отличались надежностью, а штатный стилист
Харли Эрл проектировал невероятные кузова. Но в линейке не хватало
флагманского автомобиля, тем более что конкуренты Lincoln и Packard уже
подготовили дорогие модели с современными двигателями V12. В 1926 году
руководство концерна General Motors решило создать им конкурента.
Разработку нового Cadillac
поручили талантливым конструкторам Чарльзу Кеттерингу и Оуэну Некеру.
Они решили оснастить новинку невиданным ранее 16-цилиндровым мотором. В то время аналогичные двигатели разрабатывали и другие марки – Bugatti,
Marmon и Peerless. Но их конструкции оказались не слишком
жизнеспособными, а вот инженерам Cadillac
удалось довести свое детище до ума. Некер решил объединить две рядные
«восьмерки» Buick, оснастил их общими коленчатым и распределительным
валами и дополнил двумя карбюраторами. В результате получился огромный
V16 объемом 7,4 л и весом целых 400 кг. Он развивал 165 л. с. при 3200
об/мин, а огромный крутящий момент в 431 Н·м был доступен всего с 1400
об/мин. Но главное, мотор работал очень плавно и почти неслышно. В паре с V16 работала 3-ступенчатая механическая трансмиссия, причем
стартовать можно было даже со второй передачи. Исполинский двигатель
установили на мощную стальную раму. В итоге получился автомобиль длиной
5,6 м и колесной базой в 3,7 м. На выбор предложили 10 различных
кузовов, созданных известным стилистом Харли Эрлом и изготовленных в
штатном ателье Fleetwood – от седана от двухместного кабриолета. Хотя
новый Cadillac V16 весил 2,8 тонны, он мог развивать 145 км/ч.
Однако динамика оказалась не самой лучшей (24 с до 100 км/ч), да и
расход топлива порой достигал 40 л/100 км. Впрочем, бензин тогда стоил
копейки и богатых клиентов «аппетит» Cadillac
особо не интересовал. Останавливать тяжелый автомобиль были призваны
прогрессивные, на то время, тормоза с гидроусилителем. Салон,
естественно, декорировали кожей, полированным металлом и дорогими
породами дерева. Премьеру новинки, которую назвали Cadillac
Series 452A V16, запланировали на Нью-Йоркский автосалон, который
открывался 4 января 1930 года. Но 29 октября 1929 года случилось
событие, существенно повлиявшее на судьбу не только новой модели, но и
всего мира. Обвал на Нью-Йоркской бирже ознаменовал начало Великой
депрессии. Это заставило пересмотреть первоначальные планы собирать по
3000 машин в год. Тем не менее, премьера состоялась в назначенный день. На стенде выставили не только стандартный седан Cadillac Series 452A V16 Madame X, но и голое шасси с установленным на нем двигателем, что вызвало огромнейший интерес публики.
На волне фурора за полгода удалось продать 2000 машин по цене 5500-7500
долларов (за эти деньги можно было приобрести 10-15 бюджетных Ford или
Chevrolet). Американская компания тогда еще не осознала всей глубины
кризиса и наслаждалась богатой жизнью. А после презентации автомобиля в
Бельгии, Голландии, Германии, Испании и Франции им заинтересовались и
европейские толстосумы. Для особо прихотливых клиентов, которым не нравились стандартные модели,
предложили на выбор 30 кузовов работы ведущих стилистов Старого и
Нового света. Например, кабриолет для индийского махараджи изготовили в
кузовном ателье Pininfarina. Кроме того, в Cadillac
создали на базе Series 452A V16 первый в мире бронированный лимузин.
Хотя такая модель предназначалась для политиков, популярной она стала
среди американских мафиози, которые в те времена не ощущали недостатка
денег. Cadillac V16 пользовался популярностью и у звезд Голливуда. Однако уже с лета 1930 года спрос на баснословно дорогой автомобиль
начал существенно снижаться до 50-60 машин в месяц. Далее дела пошли
совсем плохо: в августе 1931 года продали только 7 автомобилей с V16, а в
ноябре – 6. В тяжелые времена роскошная модель стала по карману узкому
кругу избранных, ведь многие потенциальные ее покупатели попросту
разорились. Ситуация не слишком изменилась и в 1932 году, когда показали
усовершенствованный Series 452В с более мощным 175-сильным мотором. Впрочем, из горстки выпущенных Cadillac
V16 чуть ли не каждый стал настоящим шедевром дизайна. Например, в
ателье Fleetwood создали элегантный двухместный кабриолет и обтекаемое
купе, способное развивать 170 км/ч. Очень необычно выглядел огромный
6,7-метровый Cadillac V16 Series 90 Hartmann Cabriolet 1937 года, приобретенный одним зажиточным швейцарцем.
Своими скругленными формами он напоминал громадный сухопутный дирижабль.
Впрочем, пользовались популярностью и более сдержанные семиместные
лимузины. Одним из таких пользовался известный генерал Дуглас МакАртур. В Cadillac
продолжали работать над своим флагманом, даже несмотря на то, что
ежегодно удавалось собирать не более сотни машин. Каждый год в дизайн
всех стандартных версий вносились изменения. А в 1938 году модель
получила полностью новый V16.
Его рабочий объем уменьшили до 7,1 л, но мощность выросла до 185 л. с.
за счет установки двух дополнительных карбюраторов. Преобразился и
внешний вид автомобилей: они стали более обтекаемыми, с раздутыми
крыльями и без подножек. За первый год удалось продать 315 Cadillac
V16, а в 1939-м – 138. Большинство из них были стандартными версиями с
заводскими кузовами. Один четырехместный кабриолет изготовили специально
для президента США Франклина Д. Рузвельта. В конце 1939 года в General Motors приняли решение прекратить выпуск Cadillac V16 и сконцентрироваться на выпуске более популярных моделей с V8 под
капотом. Всего за девять лет собрали 4406 этих уникальных машин, то есть
почти половина из них была выпущена за шесть месяцев 1930 года.
Интересно, что в Cadillac теряли деньги на каждом собранном V16, то есть он был, скорее, имиджевой моделью, чем коммерчески успешной. В наше время ранние варианты более всего ценятся у коллекционеров: их
цена начинается от полумиллиона долларов, тогда как модель 1938 года
можно приобрести и за 80 тыс. Самым же дорогим оказался кабриолет от
Hartmann: его продали с аукциона за 1,4 миллиона долларов. Автомобиль
ценится не только как символ расточительности в эпоху депрессии, но и
как техническое достижение. До появления Bugatti Veyron он был
единственной жизнеспособной моделью с 16-цилиндровым двигателем.
Для Cadillac
он стал отождествлением прогресса, поэтому неудивительно, что в 2003
году создали концепт Sixteen с 1000-сильным V16. Он был полностью готов к
серийному производству, но современные миллионеры оказались более
экономными и от этой идеи отказались.
afp.com.ua
|