"Портрет Валли" (1912) войдет в современную
историю искусства как источник "шока Шиле" — так назвали в прессе
панику, охватившую музейный мир после ареста в 1998 году вывезенной на
временную экспозицию в Музей современного искусства в Нью-Йорке картины.
Выписанный окружным прокурором Манхэттена
Робертом Моргентау ордер в один день разрушил всю систему международных
культурных связей — отныне никакие государственные гарантии возврата
музейных ценностей не защищали от подобных этому исков.
Украденное нацистами искусство стали искать по
своим коллекциям музеи всего мира. И, надо сказать, преуспели в этом:
особенно замаранными в процессе осознанного невозврата жертвам нацизма
или их наследникам оказались Франция, Австрия и Нидерланды, значительное
количество оспариваемых вещей осели в США.
На разрешение спора вокруг самого "Портрета
Валли" ушло 12 лет. Великий австрийский коллекционер Рудольф Леопольд, в
чьем собрании немало "украденного искусства", был категорически против
возврата ценностей — он, будучи совершенно добросовестным
приобретателем, был готов платить за них повторно. Был готов заплатить
он и сразу после ареста картины — тогда речь шла о $2 млн. Однако
представители австрийского правительства в фонде Леопольда затянули это
решение, и только стоимость услуг юристов за прошедшее десятилетие
выросла до $4 млн.
Решение о выплате фондом Леопольда наследникам
Леа Бонди $19 млн было принято самим доктором Леопольдом незадолго до
его смерти в июне этого года. По одной версии, Рудольф Леопольд сам
отобрал и продал коллекцию эротической живописи из своего собрания,
чтобы расплатиться по этому соглашению. Однако источники авторитетной в
художественном мире газеты The Art Newspaper указывают на другое
возможное развитие событий: его сын Дитмар Леопольд предложил выставить
на аукцион оспариваемое наследниками другой жертвы нацизма, Дженни
Стейнер, полотно Шиле — "Дома на взморье". Доходы от продажи этой явно
превышающей в цене $20 млн картины он предполагает поделить между
истцами и фондом, которому они необходимы для погашения долга по
"Портрету Валли".
Это предложение уже вызвало бурю возмущения у
представителей организаций, занимающихся розыском и реституцией
украденного во время войны искусства. Идея продать одну вещь
сомнительного провенанса, чтобы расплатиться за другую, кажется им
кощунственной. Тем более что практика реституции в напуганной и
униженной открывшимися подробностями "национализации" еврейских
ценностей Австрии предписывает за вещи не торговаться, а отдавать.
Недавняя потеря Австрией самой знаменитой картины Густава Климта —
"Портрет Адели Блох-Бауэр" — тому наглядный пример.
Пока же идут споры вокруг погашения долга,
портрет подруги художника Валери ("Вали") Нойциль начал свою очередную
публичную жизнь: после 12-летнего заточения картина покинула склад в
Квинсе, сейчас она выставлена в Музее еврейского наследия в Нью-Йорке, а
с 23 августа ее обещают выставить на специальном показе в Музее
Людвига.
«Коммерсантъ» ,КИРА ДОЛИНИНА.
11.08.10 934
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |