Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Военные раритеты

Эту удивительную машину придумали наши враги и рассчитывали с её помощью нас победить.


Как ни крути, это одно из самых странных транспортных средств ХХ века. Вот и посмотрим, откуда оно взялось и что оно такое.

В Историю немецкий гусеничный мотоцикл вошёл под названием "Кеттенкрад" (Kettenkrad). Объясняется оно просто: "Ketten" — гусеничный трак, а "Krad" укороченная военными форма слова "Kraftrad" — мотоцикл. А официальное его название, первоначальное, и того круче — "Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2". Да, ещё есть тип — HK-101.

Что же до затейливого кода SdKfz, то им, надо думать, как раз обозначали машины-гибриды – уже во время первой русской зимы нацисты поняли, что на колёсах особо не поездишь: немцы делали наполовину (или на 2/3) гусеничными грузовики, артиллерийские установки и машины для командного состава.

Их много собрано здесь, но наша тема всё-таки "Кеттенкрад".

"Кеттенкрад", вид сзади. Номерной знак, брызговики, 
катафоты – и не скажешь, что это была военная машина (фото 
kettenkrad.de).

"Кеттенкрад", вид сзади. Номерной знак, брызговики, катафоты – и не скажешь, что это была военная машина (фото kettenkrad.de).

Необходимо отметить, что и в Интернете фанатов "танкоцикла" немало. Главные сетевые ресурсы, посвящённые "Кеттенкраду" – это, соответственно, сайт немца Андреаса Мельхорна (Andreas Mehlhorn) из Брауншвайга Kettenkrad.de и американский Kettenkrad.com.

У Мельхорна три гусеничных мотоцикла (ездят два), у американцев – девять (все на ходу). То есть, и тот, и другие знают, с чем имеют дело. Да, на этих сайтах владельцы не только хвастаются своими машинами, но и ищут редкие запчасти и даже продают "Кеттенкрады" тысяч за 45 долларов.

Поэтому, чтобы воссоздать картину, доверимся этим, ну и кое-каким другим источникам, вроде этого, этого и вот этого. Всё воедино, к сожалению, пока толком никто так и не собрал.

В общем, концепцию придумал и запатентовал в июне 1939 года немецкий изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp). По его замыслу, это было транспортное средство, способное к перевозке небольших грузов по бездорожью.

Нацисты перевозят на "Кеттенкраде" себя и свои орудия 
(фото panzer-modell.de).

Нацисты перевозят на "Кеттенкраде" себя и свои орудия (фото panzer-modell.de).

Дальнейшей разработкой, а затем и производством занялась NSU Werke AG Neckarsulm (NSU), ранее называвшаяся Neckarsulm и занимавшаяся производством вязальных машин, велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Именно поэтому часто "танкоцикл" называют NSU Kettenkrad, хотя машину выпускала и компания Stower Werke.

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель — SdKfz 2.

Забегая вперёд, скажем, что всего моделей было три, то есть плюс SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2. Чаще всего пишут, что выпуск продолжался до 1948-го, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 штук.

Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических 
маскарадов (фото foothill.net).

Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).

По другим данным, с 1940-го по 1945-й было произведено 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й ещё 550 для гражданских нужд. Итого: 8961.

Однако продолжим. "Кеттенкрад" изначально разрабатывался для парашютистов-диверсантов, действующих в тылу врага, в основном в горной местности.

На гусеничном мотоцикле могли спиной к спине разместиться два-три человека и тянуть за собой необходимое лёгкое вооружение, вроде миномётов и небольших противотанковых орудий (весом до 450 кг).

Но от использования машины в данном качестве, несмотря на хорошую проходимость, пришлось отказаться – после тяжёлых потерь на острове Крит парашютисты превратились в наземные войска – необходимость отпала сама собой.

Редкое нынче зрелище – 9 "Кеттенкрадов" одновременно. Их 
собрали американцы. Все машины на ходу (фото kettenkrad.com).

Редкое нынче зрелище – 9 "Кеттенкрадов" одновременно. Их собрали американцы. Все машины на ходу

(фото kettenkrad.com).

Таким образом, "танкоцикл" был, скорее, не оружием, а транспортным средством для буксировки и прокладки кабеля.

Две последние модели использовались преимущественно связистами, на "мотоцикле" и двухколёсных прицепах (Sd.Anh. 1.1 и Sd.Anh. 1.2 — Sonderanhanger: "специальный трейлер") устанавливались большие катушки кабеля, в том числе тяжёлого сверхпрочного для распределительных щитов.

Один из источников утверждает, что в конце войны топливо для немцев стало на вес золота, поэтому самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой "Кеттенкрадов". Скорее всего, нескольких одновременно.

Короче говоря, стационарного оружия на "Кеттенкраде" не было – он не был машиной смерти. Так что больше подходит определение "мототрактор". Можно было бы и просто "трактор" – от мотоцикла у него, по большому счёту, только переднее колесо, без которого он теоретически может обойтись.

SdKfz 2 был оснащён 1,5-литровым 4-циллиндровым двигателем Opel Olympia 38 мощностью 36 "лошадей", что позволяло ему двигаться по дороге с максимальной скоростью 64 км/час, по бездорожью в полтора-два раза медленнее. И это при весе в 1200 кг.

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото 
quarter-kit.com).

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).

Правда, характеристики некоторые источники называют другие – кто пишет максимальная скорость 75 км/час, кто 80 км/час, но, как говорится, за что покупали, за то и продаём. Оправдание, между прочим, необходимое, так как сведений крупицы, а достоверность за давностью лет установить уже невозможно.

Например, говорят, что после войны некоторая часть "мототракторов" была завезена в США и использовалась тамошними лесниками, а в Германии в то же время "Кеттенкрады" обрели обязанности в сельском хозяйстве.

Пишут, что впоследствии французская фирма SIMCA производила запчасти для Kettenkrad, но не собирала машины полностью, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные "Кеттенкрады".

Так или иначе, промышленность от причудливых машин отказалась: производить их слишком дорого, покупать накладно, да и вообще – кому они нужны. Примерно так.

С другой стороны, совершенно точно известно, что значительное количество "мотоциклов" осело в военно-исторических музеях и у частных коллекционеров. Тот самый Андреас Мельхорн из Брауншвайга, к примеру, преспокойно разъезжает на одном из "Кеттенкрадов", который с виду в отличном состоянии.

С помощью гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг спасал рядового 
Райана.

С помощью гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг спасал рядового Райана.

На вопрос, а "сильно ли шумит это транспортное средство?", Мельхорн отвечает: "Хм, хороший вопрос. Спросите моих соседей! Двигатель "Кеттенкрада" очень тихий, но вы слышите шум гусениц. Он сильно отличается от шума других машин на дороге. А вообще, можно сказать, что "Кеттенкрад" шумит, как средний грузовик".

В заключение стоит отметить, что "мототрактор" встречается в виде моделей и игрушек, а последней заметной работой гусеничного мотоцикла стали съёмки в кино.

Стивен Спилберг в 1998 году не смог отказать себе в удовольствии показать "Кеттенкрад" в картине "Спасти рядового Райана". Причём эпизод с гусеничным мотоциклом основан на реальных событиях:

13 июня 1944 года во время обороны французской деревни трофейный "Кеттенкрад" американцы использовали в качестве приманки — им удалось заманить немецкий танк на узкую улицу и забросать бомбами-липучками. Всего в фильме снялись пять гусеничных мотоциклов.
membrana.ru



Источник | | Автор: Мембрана.ру
| Категория: Военные раритеты
| Теги: реконструкция, коллекционер, вов, раритет, авто, Мотоцикл 18.08.10 Просмотров: 2331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar