Главная Клуб Темы Клуба
Ювелирные
Скульптор Владимир Войчишин - как явление в современном искусстве
На изготовление своих уникальных работ барнаульский скульптор Владимир Войчишин использовал 55 килограммов серебра и больше килограмма золота.
В целях безопасности до самого последнего времени скульптор держал свои произведения в тайне, наотрез отказываясь где-либо выставляться и общаться со СМИ.
У Войчишина богатая творческая биография: почти 10 лет он прожил за границей, его работы выставлялись в галереях Нью-Йорка, Лондона, Канады. Некоторое время он провел в Африке, учился секретам работы с эбонитом ("черным деревом") у кенийских народных мастеров. Его скульптуры есть в домашних коллекциях знаменитого актера Хью Гранта, певицы Селин Дион. Вернувшись в Барнаул, он на долгих три года засел в своей мастерской, работая над совершенно уникальным для художественной России проектом: Войчишин создал одиннадцать больших скульптур, изготовленных из... драгоценных металлов и инкрустированных бриллиантами. Таким работам, в самом прямом смысле, цены нет.
Сам себя Войчишин считает сюрреалистом. И действительно, его работы поражают ирреальной, нездешней фантазией, особенно удивительно воспринимающейся на фоне традиционного провинциального искусства.
- Перед нами по-настоящему интересный, оригинальный художник, со своим, неповторимым видением мира, - говорит искусствовед Наталья Царева. - По технике исполнения - это станковая скульптура, выполненная с тщательной детализацией, с большим мастерством и талантом. Он великолепно владеет материалом, но, я думаю, если бы он создал свои работы в бронзе или мраморе, они бы не потеряли своей художественной ценности. Здесь важны сама по себе идея, уровень ее воплощения, талант художника. Другое дело, что известные ювелиры могут оценить виртуозность Войчишина еще и как мастера, сумевшего на таком высоком техничном уровне "приручить" золото, платину и серебро.
Каждая работа Войчишина - это отдельный рассказ, философский, многосмысловой сюжет. Например, скульптурная группа "Арт-метроном для двух художников" посвящена Сальвадору Дали и другому несостоявшемуся художнику... Адольфу Гитлеру. Как известно, жестокий диктатор и военный преступник в молодости активно занимался живописью, даже имел некоторый успех. Но увлекся политикой и вместо гармонии, первоначально предначертанной ему судьбой, принес в мир хаос и разрушение.
Войчишин, впитав за границей достижения западной культуры, умело использует находки поп-арта, постмодернизма,а иногда и откровенного кича. Таковы распятый на золотых и платиновых дисках Джон Леннон, серебряный топор с символикой байкеров и эмблемами "Харлея Дэвидсона". "Уимбилдон" стал в интерпретации Войчишина ярмаркой тщеславия, где теннисисты давно уже превратились в торговые марки и бренды. Или серебряный Эйнштейн, высунувший инкрустированный драгоценными камнями с часовыми стрелками язык, как на знаменитой фотографии. А в работе "Русский Оскар" (пузатый, лысоватый дядька в тунике с протянутой рукой и с косой смерти, унесшей жизни многих талантливых актеров и режиссеров) Войчишин воплотил свое ироничное понимание проблем отечественного кинематографа.
- Я не считаю это коммерческим искусством или кичем, - продолжает искусствовед Царева. - Это самое настоящее актуальное искусство, очень современное по темам и способу воплощения, рассчитанное на интеллектуального, подготовленного зрителя. Войчишин не кривил душой и не подстраивался под вкусы толпы, когда работал над своими скульптурами. Он делал то, что хотел, воплощал свои, довольно сложные идеи. И если его творчество станет популярным и востребованным, найдет поклонников, почитателей и покупателей, то значит, ему повезло. Мы знаем из истории искусств, что часто все бывает совершенно по-другому.
Работы этого мастера не похожи ни на чьи. Он воплощает в мраморе сложнейшие философские композиции в стиле сюрреализма. Но ни в Барнауле, где Владимир Войчишин родился, учился и работал, ни в России его творчество почти не знают. Потому что он уже больше десятка лет живет и трудится за рубежом. Впрочем, родине все же досталась от щедрот скульптора одна - и пока единственная в крае - мраморная скульптура под названием "Женское начало". Несколько работ Войчишина приобрели бизнесмены Москвы и Тольятти. А вообще на счету талантливого земляка - более 500 скульптур, выполненных из дерева, мрамора и других материалов.
ЧЕТЫРЕ КОНТИНЕНТА
Так получилось, что жизненный путь Войчишина пролег через четыре континента: Азию, Африку, Европу и Америку. Безо всяких преувеличений его можно называть "человеком мира". И это были отнюдь не туристические поездки...
Барнаул. Здесь Владимир появился на свет на городской окраине, в поселке Кирова, больше известном как Булыгинская заимка. Прошел все мыслимые кружки и секции, которые смогли заинтересовать мальчишку: футбол, хоккей, мотокросс, техническое творчество, художественная самодеятельность. Мотался через весь город в район ВРЗ, чтобы заниматься в художественной школе. Там познал основы композиции, освоил технику живописи, лепку из пластилина и глины, графику. Конечно же, тогда он еще не представлял, что это станет главным делом его жизни.
Тем более что окончил он факультет "Автомобили и автомобильное хозяйство". Работал на нескольких барнаульских предприятиях по специальности - инженером-механиком. Был также инспектором госгортехнадзора, специалистом, ответственным за грузоподъемные механизмы, и даже заместителем директора на овчинно-меховой фабрике.
Были в его жизни еще и пчелы. Пасеку разместил сначала на окраине Бельмесева, потом построил дом и омшаник на опушке бора в Калманском районе. А потом уехал вдруг в Арабские Эмираты. Вроде бы освоился там, но тяготило ощущение, что бизнес - не его стезя. Через два года перебрался на юг Африканского континента, в Кению, где также прожил около года. Поводом для возвращения на Алтай стали выборы президента этой страны, на которых противоречия кандидатов переросли в вооруженный конфликт.
Потом он уезжал в Англию, США и Канаду, снова возвращался домой. Чтобы работать, кормить семью, остававшуюся в Барнауле. Перепробовав десятки профессий, он стал скульптором!
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
В годы студенчества, да и позже, он пытался реализовать себя как художник-оформитель. Тогда это называлось "калымом", власти на это смотрели сквозь пальцы. Однако исполнитель проявлял нрав, потому что не любил "классический" подход, подразумевавший заданность и избитые художественные приемы. Чаще всего Войчишин брался отделывать столовые и кафе, где не так откровенно довлели шаблоны, где можно было фантазировать, использовать необычные сюжеты, лепнину, резьбу по дереву.
Для технаря это увлечение оставалось единственной отдушиной. И, конечно, пополняло семейный бюджет - все помнят, сколько получал инженер в дорыночные времена.
Многие годы он отдал тому, чтобы прокормить семью -"тройственный союз": себя, жену, преподавателя технического университета, и дочь, которая объездила с ним полмира и теперь благополучно живет в Канаде. Ради них Владимир уезжал за рубеж в надежде, что по возвращении домой займется любимым делом. Приезжал в Россию, в родной Барнаул, и понимал, что здесь, несмотря на ошеломляющие перемены, качество жизни остается низким. Видел разрыв между нищетой и богатством. Видел, что труд оплачивается по рабским расценкам. Что многие так и не нашли себя в новом мире. Что условий для полноценного творчества нет. Хотя, конечно, работать можно и в Барнауле, что он и делает последние полтора года, но продать скульптуры в нищем провинциальном городе практически невозможно.
ДВЕ ЖИЗНИ
Собственно говоря, жизнь Войчишина можно разделить на две неравные части: до того, как занялся ваянием, и после. Или на две жизни. Правда, без той, "первой" жизни он и не состоялся бы, наверное. Владимиру надо было пройти муки поиска, быть наемным работником, затевать собственный бизнес, чтобы понять: все это - не для него. Войчишину надо было повидать мир, чтобы найти собственное мироощущение, свой стиль. Впитав десятки самых разных культур. Познакомившись с творчеством самых разных художников.
Но, повидавши белый свет, Володя готов подписаться под словами эмигрантов всех времен и народов: "У них - тут, а у нас - там". И дело даже не в пресловутой ностальгии. И не в шмотках, автомобилях и прочей жизненной мишуре - это Войчишину совсем неинтересно. И уж точно - не в "квасном патриотизме". Он убежден, что жить и работать надо там, где можно сполна реализовать себя, где это можно делать эффективней. Почти два года супруги Войчишины дожидаются визы для выезда в Канаду.
Все логично, казалось бы, и все же жаль, что Алтай покидает еще один талантливый человек. Сколько их - людей творческих профессий, технарей, врачей, бизнесменов, политиков - уже покинули малую родину! Наши замечательные земляки нередко уезжали и уезжают из-за невнимания к ним, отсутствия элементарных условий, невозможности реализации творческого потенциала.
К творчеству Владимира Войчишина проявляют искренний интерес галереи, музеи и влиятельные люди, занимающиеся современной скульптурой. Даже неспециалисты понимают, что монументальные статуи-идолы, высящиеся на наших площадях, - не более чем элемент ушедшей эпохи. А символами новой жизни становятся работы таких авторов, как Владимир Войчишин.
ОДНА СТРАСТЬ
Мастерская скульптора - пыльное и грязное помещение. Под ногами хлюпает (монолит во время работы поливается водой, чтобы не пылил), в ушах стоит звон от соприкосновения металла и камня, в носу першит от мельчайшей каменной пыли. Но расхожее выражение характеризует деятельность скульптора почти поэтически: он просто удаляет с каменной глыбы все лишнее. Это адский труд. Тем, кто не верит, рекомендуется отщепить хотя бы небольшой осколок.
Владимир Войчишин пытался освоить самые разные техники. Окончил Лондонскую академию искусств, где брал мастер-класс по современной технологии обработки камня. Был живописцем, резчиком по дереву, работал с бетоном - в Барнауле, вырезал из черного дерева - в Кении, лил фигурки из шоколада - в США, вырубал из кедра - в Канаде. Его руки знают кисть, карандаш, резец, зубило, бензопилу и "болгарку".
Сейчас за рубежом мода на работу с необычными материалами. Картины и скульптуры изготавливаются из компакт-дисков, соломы, бижутерии, сигарет и иных подручных вещей. Наш земляк также является представителем модернистского направления в искусстве сюрреализма. Еще недавно советская энциклопедия к главным чертам сюрреализма относила "погоню за сенсацией, пугающую противоестественность сочетания предметов". На самом деле это направление причудливо соединяет реальный и виртуальные миры, достоверность и субъективизм, жизненные и подсознательные образы.
А вот материал скульптора Войчишина - самый что ни на есть земной. Он любит мягкую послушную древесину кедра, которую обрабатывает бензопилой. Спрос на деревянные скульптуры высок, однако Владимир остается верным себе: никогда и ничего не делает на заказ. Но предпочитает он работать с мрамором - классическим материалом, способным веками сохранять задуманные образы.
Расхожее представление о том, что скульптор стучит молотком по зубилу, безнадежно устарело. Весь инструмент в мастерской моего героя электрический. От отбойного молотка и "болгарки" до хрупкого стоматологического оборудования. Итог - невиданная производительность. Один барнаульский скульптор, побывавший в мастерской Войчишина, ахнул: он сделал за жизнь столько, сколько Владимир изготовил за один год. Это - шесть мраморных скульптур высотой под два метра и десяток деревянных работ.
Пересказывать идеи скульптора, да еще и сюрреалиста - почти безнадежное дело. Это надо видеть. Однако попробую передать кое-что с помощью самого автора.
Вот что он рассказал о композиции Imagine (Имэйджин), посвященной Джону Леннону.
В мире существует три скульптуры лидера группы "Битлз". Они выполнены в бронзе в стиле классического монументализма: две - в Англии и одна открыта летом 2004 года в Гаване по заказу Фиделя Кастро, страстного поклонника рок-музыканта. Композиция Войчишина - первая работа, выполненная в камне в стиле сюрреализма. Этот стиль соответствует пристрастиям Леннона -его любимыми художниками были, как известно, Сальвадор Дали и Иероним Босх.
Музыкант стоит на расплавленной пластинке, в плащанице - одежде Христа. Джон Леннон как бы выходит из камней: ведь первое название группы было "Кворимен" - каменотесы. Над его головой расположен диск в виде нимба с названием его лучшей песни "Имэйджин". В композиции имеются стилизованные изображения других музыкальных инструментов и атрибутов (рояль, клавиатура, барабан, колонка, микрофон), есть даже текст песни. Известно, что девизом группы было выражение: "В этом камне будет найдена истина", а символом - жук скарабей - священное насекомое древних египтян - им также нашлось место в скульптуре. Словом, это сложная, философская композиция.
Скульптор убежден, что именно такие работы отвечают духу человечества XXI века. Недаром за рубежом их называют "живыми скульптурами"!
- Владимир Токмаков, Барнаул "Российская газета-Неделя" - Алтай №4655 от 8 мая 2008 г.
- Фото с сайта Мастера Алтая
- газета "Алтайская правда" от 14 января 2004г.
Источник | |
|
14.08.08 Просмотров: 9494 | Загрузок: 2 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |