Главная Клуб Темы Клуба
Марки
Рынок коллекционных марок и фотографий растет ежегодно
К концу этого года объем российского рынка коллекционных марок и фотографий может вырасти на 25-30% и превысить $30 млн. И это не удивительно — ситуация на рынке ценных бумаг заставляет инвесторов находить новые способы вложения средств, в том числе довольно экстравагантные на первый взгляд.
Чудеса печати
Российский фондовый рынок испытывает терпение инвесторов весь год. Те приободрились было, когда индекс ММВБ вплотную приблизился к отметке 1200 пунктов, однако за короткое время он вернулся к 1000 пунктам и даже опустился еще ниже. Потом опять вырос. "Фондовый рынок уже давно утратил доверие инвесторов, делающих ставку на среднесрочную перспективу,— говорит председатель совета директоров ГК "Русские инвестиции" Кирилл Игнатьев.— Они хотят найти новые инструменты, чтобы не только сохранить, но и приумножить свои деньги. Когда даже такие "голубые фишки", как "Газпром", теряют по 5-7% в день, люди поневоле начинают искать альтернативные объекты для инвестиций".
Все чаще такой альтернативой становятся марки и фотографии, хотя еще в середине прошлого года большинство финансовых аналитиков рассматривали их не как эффективный инструмент приумножения капитала, а как увлечение "жирующих" инвестбанкиров.
Опрос, проведенный "Деньгами" среди экспертов аукционного дома "Гелос", Союза филателистов России, Московского фотографического клуба и ряда других профильных организаций, показал, что по итогам первой половины 2009 года объем инвестиций в марки и негативы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 25-30%. Чем это объяснить? В первую очередь неплохой доходностью таких вложений. В частности, по информации британской компании Stanley Gibbons, занимающейся продажей коллекционных марок, в 2004-2006 годах они дорожали в среднем на 12% в год, а в 2007-м и вовсе выросли в цене на 25%. Фотографии от них не отстают. По данным британского хеджевого фонда WMG (одна из его структур — фонд для инвестиций в фотографии), в 2007 и 2008 годах стоимость снимков, приобретенных на средства вкладчиков, выросла на 32% и 28% соответственно.
Другой фактор, увеличивающий популярность инвестиций в марки и фотографии,— незначительная сумма первоначальных вложений. Для покупки "входного билета" на этот специфический рынок вовсе не обязательно обладать сотнями тысяч долларов свободных средств, необходимых, например, при формировании более или менее серьезной коллекции живописи. В Союзе филателистов России упомянули такой случай: в 2006 году они сформировали инвестиционный портфель из старых советских марок 1920-1930 годов, который обошелся заказчику в 233 тыс. руб. А уже к концу 2008 года стоимость портфеля увеличилась на 42%, до 330 тыс. руб.
Похожая ситуация с фотографиями. "В 2005 году я попросил одного из членов Московского фотографического клуба помочь мне собрать коллекцию дореволюционных фотографий столицы, на которых запечатлены те здания, которых сегодня в ней уже нет,— рассказывает частный консультант и коллекционер Григорий Обручев.— Тогда это мне обошлось примерно в $11 тыс.". По его словам, в конце 2008 года люди, близкие к компании "Альфа-групп", предлагали ему продать коллекцию уже за $40 тыс., но он отказался.
Наконец, к вложениям в марки и фотографии подталкивают стабильность и престиж. "Этот рынок, безусловно, гораздо менее волатилен, чем фондовый,— говорит Кирилл Игнатьев.— Начало нисходящего тренда можно быстро заметить и нейтрализовать его последствия оперативной продажей дешевеющих активов". Хотя, конечно, даже мировые гранды калибра Stanley Gibbons и WMG не дают своим клиентам гарантий сохранности инвестиций. К примеру, в начале 1990-х цены на снимки Александра Родченко — знаменитого художника и одного из основоположников русской фотографии — превышали $100 тыс. за отпечаток. А два года назад на русских торгах Sotheby`s самый дорогой лот из стринга Родченко ушел всего за $39 тыс.
Если же говорить о престиже, то здесь марки и фотографии не уступают живописи и антиквариату. К примеру, коллекция Элтона Джона насчитывает порядка 400 снимков таких знаменитых фотографов, как Хорст П. Хорст, Ирвин Пенн, Херб Ритц, Норман Паркинсон. А актер Джордж Клуни владеет богатейшей коллекцией марок британских колоний. По данным журнала Variety, в настоящее время стоимость этого собрания составляет $5 млн и за 2008 год она поднялась на 16%.
Фокус на кадрах
Какое же предложение наблюдается сегодня на рынке марок и фотографий? Можно ли купить действительно стоящие вещи, которые в горизонте от полутора-двух лет позволят хорошо заработать? "В настоящее время на пике популярности находятся марки СССР до Великой Отечественной войны, а также земские марки Российской империи,— раскрывает рыночную конъюнктуру председатель Союза московских филателистов Сергей Познахирко.— Их стоимость за последние два-три года выросла в три-пять раз и в среднесрочной перспективе увеличится еще".
В интернет-магазине RussianStamps.ru пробную почтовую марку СССР 1934 года (номинал 10 коп., без перфорации, в измененном цвете) из серии "Памяти погибших стратонавтов" с изображением А. Б. Васенко можно приобрести за 14 тыс. руб. По мнению экспертов, к концу 2010 года стоимость этой марки может составить уже 20-25 тыс. руб.
В области же фото, по мнению Григория Обручева, особенно перспективен для вложений сегмент старой сюжетной фотографии — например снимки Николая II и его семьи, а также боевых действий Гражданской и Великой Отечественной войн. Слова эксперта подтверждаются цифрами: несколько лет назад на торгах в Лондоне десять военных снимков знаменитого советского фотокора Дмитрия Бальтерманца ушли по цене от £1,2 тыс. до £6 тыс. за отпечаток. Подборка же из 115 фотографий другого известного советского репортера Евгения Халдея под названием "Великая Отечественная война" была продана за £98 тыс. (итоговая цена превысила эстимейт вдвое). "Сегодня за $8-15 тыс. можно сформировать весьма перспективный инвестиционный портфель из марок или фотографий, который будет приносить его владельцу неплохой доход",— резюмирует эксперт аукционного дома "Гелос" Сергей Чистяков.
И все бы хорошо, вот только человек, решивший перевести свои накопления в марки или фотографии, неизбежно обнаружит, что профессиональной помощи здесь ему ждать особо не приходится. Один из основных тормозов этого специфического рынка — сильная нехватка квалифицированных экспертов, способных подобрать грамотную инвестиционную стратегию в зависимости от финансовых возможностей заказчика.
Конечно, в банках, активно развивающих направление wealth management, есть люди, способные подсказать обеспеченным клиентам, в какие марки или фотографии лучше вкладывать свободные деньги. Однако для того, чтобы воспользоваться их услугами, нужно иметь внушительный капитал — как правило, не менее $1 млн, что зажигает красный свет перед большинством инвесторов. Что же касается инвестиционных и консалтинговых компаний, целенаправленно и планомерно действующих на поле искусства, то их в России — кот наплакал.
Если в сфере филателии все же можно найти пять-шесть небольших консалтинговых фирм, работающих с портфелями от $5 тыс., то с фотографией дела совсем плохи. "На рынке сегодня наблюдается тотальное отсутствие знаний о фотохудожниках и фотоискусстве,— сетует Сергей Чистяков.— Причем это относится не только к зрителям-покупателям, но и к критикам, специалистам: нет практически никого, кто бы устанавливал приемлемым образом иерархию цен, кто бы советовал, что достойно внимания инвесторов, а что нет". Само изучение истории российского фотоискусства крайне осложнено бедственным состоянием профильных фондов известных авторов и их наследников, чему виной, конечно, известные потрясения, испытанные страной в прошлом веке.
Осложняет инвестирование в марки и фотографии и бедность инфраструктуры: в России сегодня практически отсутствуют авторитетные оценочные компании, которые могли бы точно определить рыночную стоимость "бумажных" активов, а также крайне неразвиты программы тематического страхования. Чтобы провести экспертизу подлинности фотографий и марок у авторитетных экспертов, приходится ждать своей очереди порой несколько месяцев — желающих много.
Впрочем, отсутствием полноценной инфраструктуры страдает весь российский арт-рынок. Речь идет в том числе о таком сервисе, как экспертиза и страхование подлинности, оценка стоимости, здесь же — список депозитарных операций: хранение, транспортировка, сопровождение сделок, контроль происхождения и т. п.
Золотые копии
Неудивительно, что в такой ситуации многие инвесторы, заинтересованные в альтернативных инвестициях, вкладывают свои деньги не в России, а за рубежом. Как говорит галерист и глава фотофонда WMG Зельда Читл, россияне сегодня занимают четвертое место по величине инвестиций в фотографии вслед за британцами, немцами и французами.
Впрочем, можно попытаться приумножить свои накопления и другим способом — в смежной с филателией области. Председатель совета директоров ОАО "Родэкс Груп" и по совместительству совладелец фирмы "Аурум Марки" Антон Данилов-Данильян предлагает инвесторам заработать на "золотом марочном стандарте" — коллекционировании золотых реплик самых известных марок Российской империи и СССР. Это занятие, к слову, довольно популярно в США: тамошний клуб коллекционеров золотых марок насчитывает около 2,5 тыс. членов.
Впрочем, в "Аурум Марках" решили заокеанский опыт не механически копировать, а развивать и дополнять. "Во-первых, в США марки выполнены из золотой фольги, вследствие чего ими можно только любоваться, а мы решили делать марки, которые все же можно взять в руки, хоть и осторожно,— рассказывает генеральный директор "Аурум Марок" Екатерина Рыбакова.— В России все любят проверять на ощупь, и мы не могли это не учитывать. Во-вторых, мы изначально планировали сделать наши марки предметом инвестиций, а этого легче добиться, если марки являются настоящими ювелирными изделиями".
Действительно, каждая реплика представляет собой пластинку из золота 585-й пробы, фактически мини-слиток, весом 7-7,5 г (средний размер — 30х24 мм), идеально копирующий ту или иную знаменитую марку,— с рельефным изображением. Делают эти драгоценные копии на Монетном дворе в Санкт-Петербурге. Правда, стоит российский продукт от "Аурум Марок" значительно дороже американского, даже самая дешевая реплика (первая марка Российской империи) обойдется где-то в 7-8 тыс. руб. А копия марки 1913 года "Великий князь Михаил Федорович" — примерно в 18 тыс. руб. "Золотые марки — это, безусловно, не массовое увлечение,— говорит Антон Данилов-Данильян.— Но я не сомневаюсь, что уже через три года наши реплики вырастут в цене как минимум в два раза, а стоимость полной коллекции золотых марок через пять—восемь лет — в десятки раз".
По словам Григория Обручева, грамотно инвестируя накопления в фотографию и филателию, можно получить прибыль, сравнимую с той, что дают удачные венчурные инвестиции. В доказательство эксперт приводит следующий пример: в 2004 году его приятель за полную подборку марок СССР 1930-х годов (их более 400) в идеальном состоянии заплатил $3 тыс., а если бы захотел продать сейчас, то получил бы $15-18 тыс. Конечно, подобная доходность скорее исключение, чем правило: в подавляющем большинстве случаев инвесторы получают доход в 12-15% годовых.
Таким образом, при наличии грамотного сопровождения вкладываться в экзотику — коллекционные марки и фото — вполне выгодно. К тому же при использовании этого инструмента инвестирования получаешь еще и эстетическое удовлетворение.
Подробнее о репликах смотрим на Форуме.
Источник | |
|
15.09.09 Просмотров: 20135 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |