Главная Клуб Темы Клуба
Металлика
Краткий очерк истории медальерного искусства
Возникновение медальерного искусства можно отнести к тому времени, когда на металлические деньги художники-металлисты стали наносить различные символические изображения.
Следует отметить, что монеты зачастую чеканились с изображениями мемориального характера. В античные времена они изготовлялись в память каких-либо событий или героев. Изобретение денег было вызвано социально-экономическими факторами. Греки и римляне приписывали их появление мифологическим героям и богам. Так, по легенде греков, в Аттике монету с изображением священного быка* ввел Тезей**.
*(Во многих странах и особенно в государствах Эгейского мира в качестве денег использовался скот, а также быки или бычьи шкуры, поэтому с применением слитков драгоценных металлов им стали придавать форму растянутой "воловьей шкуры" (вторая половина II тысячелетия до н.э.). Такие "растянутые шкуры" массой в 25 кг каждая длиной 25 см, шириной 12 см, состоящие из сплава меди, золота и серебра, были найдены на судне, затонувшем примерно в 1200 г. до н.э. См.: Лина/хм М. Потерянная флотилия. Л., 1978.)
**(Тезей - герой древнегреческой мифологии, сын Эгея, царь Афин.)
До нас дошли галльские штемпеля. Они служили для выбивания монет в I веке н. э. Большинство штемпелей делали из бронзы, и лишь некоторые во времена римских императоров были изготовлены из стали. Художественные рельефы на металлических деньгах, а позднее на памятных медалях как вид изобразительного искусства находились в древности на равной высоте с другими видами искусства, например скульптурой.
До нашего времени дошло немалое количество старинных египетских, греческих и римских изделий из металла, как монет, так и украшений, служивших для увековечивания памятных событий. Таковы большие греческие медальоны из золота, серебра и бронзы. Привлекает внимание огромный золотой медальон короля Бахтриани Эвкратида (200-150 гг. до н. э.), великолепные сиракузские декадрахмы (413 г. до н. э.), крупные золотые, серебряные и бронзовые пластины, относящиеся к временам династии Птоломеев, карфагенские металлические изделия. Некоторые старинные монеты имели двойное назначение. Считают, например, что афинские декадрахмы были выпущены для раздачи гражданам после Марафонской битвы*. Следовательно, у них были не только обменные функции, но они приобрели характер памятных медалей. К этой категории относят и римские медальоны из золота и серебра, и упомянутые монеты, которые чеканились в честь побед и других торжественных случаев, а также для награждения победоносных полководцев, послов и иностранных высокопоставленных особ, посещавших Рим.
*(Впервые медаль как награда была учреждена в XVII веке шведским королем Густавом Адольфом для награждения офицеров (БСЭ, т. 15. М., 1974).)
На лицевой стороне античных монет часто встречаются портреты (главным образом в профиль) императоров, полководцев, знаменитых людей, как известно, эта традиция была распространена и в городах Малой Азии, где выпускались монеты с изображениями персидских сатрапов.
Выдающейся работой в области портретного рельефа является изображение Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.) в виде Геракла в львиной шкуре, на монетах, выпущенных в годы его правления*.
*(Зограф А. Н. Несколько римских монет V - IV вв. до н. э. с портретным изображением. В сб.: Античный портрет. Л., 1939.)
Исследователь А. Н. Казаманова сообщает: "Основные изображения на монетах можно свести примерно к следующим сюжетам: легендарные сцены (римская волчица, Рем и Ромул, бегство Энея из горящей Трои и др.); изображение богов и богинь; архитектурные и скульптурные памятники; сцены из военной жизни или эпизодов военных походов*". Выпускались монеты, носящие мемориальный характер, например, в Риме динарии Брута и Каски. Во время войны против Октавиана и Антония они должны были напоминать о событиях мартовских ид** 44 года до н. э. На этих монетах были помещены изображения фригийского колпака (символ свободы. - Н. О. ) и другие символы. Для императорских монет характерен тип так называемых посмертных мемориальных. Они чеканились вошедшим на престол императором в память о своем предшественнике. На лицевой стороне таких монет помещалось портретное изображение умершего императора.
*(Казаманова А. Н. Введение в античную нумизматику. М.. 1969.)
**(В древнеримском календаре идами назывались 15-е числа месяцев марта, мая, июля, октября и 23-е числа остальных месяцев.)
Известными портретами, помещенными на ряде монет, являются изображения Юлия Цезаря, получившего от сената право увековечения на монетах еще при жизни. Затем на медалях появились портреты Брута, Кассия, Марка Антония, Октавиана.
В античное время как в Греции, так и в Риме выпускались мемориальные, или коммеморативные* монеты. Они всегда соответствовали по весу определенному номиналу (декадрахмы, тетрадрахмы) и также посвящены были каким-либо памятным событиям.
*( Коммеморативный - отмечающий событие.)
Исторический период от начала нашей эры по XIV век включительно следует признать временем упадка медальерного искусства. Вместе с тем элементы медальерного искусства постепенно входят в произведения декоративно-прикладного искусства и служат как украшения, это можно видеть на церковной утвари: потирах, ковшах, окладах евангелий и многих других художественных изделиях. Мы располагаем некоторыми интересными медалями и медальонами этих столетий, созданными граверами государств Апеннинского полуострова (ныне - Италия), Франции, Византии и других стран.
На монетах и медалях, выпущенных в средние века, значительно сказалось влияние античного искусства. Оно обнаруживается в изображении мифических и исторических персонажей и в стилевых особенностях. Первая такая медаль создана по приказу властителя Каррары Франциска II в честь овладения им Падуей.
Портреты выдающихся или занимающих высокое положение людей на монетах позднейшего времени несут на себе черты связи с античными традициями, например, августалии Фридриха V, которые чеканились в Амальфи в 1231 году.
В первые столетия нашей эры и в средние века в медальерном искусстве появились новые художественные элементы, которые не оставляют сомнения в том, что эти монеты и медальоны предназначались не для денежного обращения. К числу медальонов относятся, в частности, конторниаты*, названные так по контурной бороздке, идущей по периферии поля медальона и замыкающей в круг изображение. Памятные и наградные монеты выпускались в эту эпоху византийскими императорами, королями династии Каролингов, венецианскими дожами и т. д.
*(От итальянского "contorno" - контур.)
Великолепный взлет искусства, обозначившийся в начале итальянского Возрождения, самым благоприятным образом отозвался на медальерном искусстве. Но одно имя возвышается над целой группой талантливых медальеров, которых принято называть итальянскими (в действительности объединение "лоскутных" государств на Апеннинском полуострове произошло значительно позже), - это Антонио Пизано (1395-1455), ставший знаменитым под прозвищем Пизанелло. Он родился в городе Вероне, этой колыбели Возрождения. В юности он был художником в Вероне, Риме, Ферраре. В Пизанелло талант живописца переплетается с дарованием скульптора. На всех созданных медалях он подписывался - "Opus. Pisani Pictoris" ("Произведение живописца Пизани"), считая себя лишь живописцем. Творчество этого великого художника способствовало появлению обширной школы медальеров Италии в середине XV века.
Одновременно с Пизанелло работали медальеры Маттео де Пасти, Джулио делла Торе, Джованни Помозелло, Карретто, Болди и Мерескотти, Джованни из Пармы, Андреа Кремонский и Климент из Урбино. Они составляли молодое поколение художников, познакомивших с этой новой областью искусства всю Италию, что повлияло на распространение его и в других странах.
Пизанелло славился среди современников главным образом как живописец. К сожалению, из его живописных произведений, созданных им вместе с другими мастерами в Венеции и Риме, ничего не сохранилось. Погибли и его фрески в Мантуе и Павии. По фреске в Вероне в церкви св. Анастасии, где изображен св. Георгий на коне, поражающий копьем дракона, можно лишь отчасти судить о его могучем таланте. Вазари, видевший другие произведения Пизанелло, особенно хвалил его за смелые ракурсы и искусство изображать животных, главным образом лошадей. Это подтверждает упоминавшаяся нами фреска св. Георгия.
Первая медаль Пизанелло, созданная в честь посещения Иоанном VIII Палеологом папы Евгения IV, отличается сдержанностью изображения. Она выполнена так, что и сегодня остается непревзойденным образцом художественного мастерства (рис. 1,2).
При рассмотрении медали бросается в глаза одна из особенностей композиции реверса, нуждающаяся в пояснении. На первом плане - Иоанн VIII. Его руки сложены в молитвенной позе перед крестом, венчающим небольшой обелиск. В основу медали положено подлинное историческое событие. Турки стояли перед воротами Константинополя, и в этих трагических обстоятельствах Иоанн VIII направился за помощью к владыке христианского мира. Значение изображенной сцены усиливается композиционным совершенством реверса. В сложнейшем ракурсе на втором плане изображена лошадь крупом к зрителю. Такое положение лошади связывает первый план с третьим, где изображены голые утесы, и используется для создания глубины, перспективы (рис. 2).
Связь между аверсом и реверсом обеспечивает целостность медали. Изображенный на аверсе в профиль Иоанн VIII глубоко озабочен судьбой Византии.
Известно, что в портрете в профиль художнику труднее, чем в изображении анфас, передать душевное состояние персонажа. Но Пизанелло преодолел эту трудность. Хотя лицо сидящего на лошади императора слегка повернуто влево в направлении обелиска с крестом, этот новый ракурс не повторяет, а дополняет портрет Иоанна VIII на аверсе.
В портретных медалях Пизанелло всегда заботился о передаче характера, натуры, душевного мира персонажей. Наряду с суровыми лицами принцев и полководцев, например Малатесты, Пикинино, Филипо Висконти и т. д., им созданы женские образы, прекрасные ясностью и чистотой черт (рис. 3). Нельзя не отметить, сколь индивидуализированы портреты Пизанелло, они отличаются живописностью, смелостью ракурсов.
Кроме того, ему нет равных как медальеру-анималисту. Следует отметить, что медали, созданные Пизанелло, отливались из бронзы, а затем самим художником отделывались чеканкой и гравированием, что еще больше выявляло его мастерство. Создания его большого таланта не являются ни барельефами, ни миниатюрами. Пизанелло усовершенствовал и утвердил новый и самостоятельный вид искусства - медальерный, занявший особое место в скульптуре.
В целом искусство медали в Италии длительное время было на высоком уровне, но ни один из художников-медальеров не достиг уровня мастерства Пизанелло. Многочисленные медали, созданные крупнейшими представителями флорентийской школы, объединяет нечто общее. Они стремились к максимальной реалистичности портрета, но нарочито огрубляли черты лица исторических персонажей (портреты покровителя искусств Лоренцо Великолепного и Савонаролы). Кроме того, у флорентийских медальеров постепенно исчезает умение создавать реверс со смысловой нагрузкой, что составляло одну из отличительных особенностей мастерства Пизанелло.
С флорентийской школой связан любопытный факт. Автор медали с портретом Филиппо Строцци долгое время был неизвестен, и авторство было установлено случайно лишь после того, как в Лувре скульптором Бенедетто да Майано был выставлен бюст вельможи Строцци.
Медаль выполнена в резкой, грубоватой манере этого скульптора, архитектора и медальера (рис. 5). Медаль с портретом Строцци известна не своими художественными достоинствами, а благодаря тому факту, что сохранилась ее модель из воска, и она является первой известной моделью из этого исходного материала.
На севере Италии - в Мантуе, Венеции, Падуе, Брешии, Болонье и других городах - увеличилось число медальеров, среди которых в первую очередь следует назвать Христофора ди Джермия, Пьера Якова Иларио и Жана-Кристофоро Рома но. Первого из них по уровню мастерства можно поставить сразу же после Пизанелло, а среди медалей Рома но лучшими являются портреты маркиза Мантуанского и Лукреции Борджия (рис. 6).
Нельзя не вспомнить о Бенвенуто Челлини - скульпторе, работавшем с серебром и бронзой, он оставил нам шедевр - статую Персея*.
*(На затылке Персея в 1915 г. была обнаружена маска, оказавшаяся портретом скульптора Бенвенуто Челлини.)
Как медальер Челлини не достиг совершенства в медальерном искусстве, но среди его работ есть одна наиболее впечатляющая. Это медаль с изображением Франциска I. Создав портрет короля Франции, Бенвенуто Челлини сумел выявить в чертах лица этого крупного государственного деятеля не только величие и ум, но и придал портрету оригинальную выразительность. Челлини создал немного крупных медалей. Его маленькие медали более многочисленны и нередко играли роль драгоценных украшений.
Последними крупнейшими представителями медальерного искусства эпохи Возрождения были Леоне Леони-Ареццо и Людовик Леона. Подобно Бенвенуто Челлини, Леоне Леони-Ареццо был и скульптором, и медальером. Он несомненно может быть причислен к когорте лучших мастеров Возрождения. Его портреты Филиппа II Испанского, дожа Андреа Дориа, Микеланджедо (рис, 7) - шедевры, в которых глубокое проникновение в характер подкреплено изумительной техникой исполнения. Тщательность изображения одежды и разного рода деталей не лишает его работы пластичности и живости.
Если сравнить живописные портреты Леоне Леони-Ареццо с изображением Филиппа II на аверсе медали, то видно, что оно соперничает с ними по портретному сходству, психологической значимости, верности каждой детали. Сильное впечатление оставляет изображение на реверсе медали, в котором наиболее полно, пожалуй, чувствуется влияние Микеланджедо. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на фигуру обнаженного мужчины на первом плане. Не менее искусно выполнена четырехплановая перспектива реверса, создающая весьма любопытную аллегорию. На первом плане изображены фигуры мужчины и женщины. Приподнятые руки этих двух фигур как бы оттесняют на второй план еще одну женскую фигуру, выполненную столь же совершенно. Женщина на втором плане, положив руку на плечо мужчины, жестом руки указывает на пейзаж и находящиеся в глубине архитектурные сооружения. Другая женщина, отстраняя ее руку, показывает на предметы, олицетворяющие соблазны жизни, которые Ареццо сгруппировал на третьем плане рельефа. Здесь амфора с вином, фрукты и бюст фавна. Фигура обнаженного мужчины, возможно, персонифицирует самого скульптора, который держит в левой руке палицу.
В целом итальянские памятные медали эпохи Возрождения - прекрасное искусство, положившее начало его всеобщему расцвету. Итальянские медальеры в немалой степени способствовали тому, что люди и события того времени предстали перед потомками в живых и впечатляющих образах. Портреты на аверсах лучших итальянских медалей Возрождения отличаются мастерством исполнения. Реверсы этих медалей обладают емким содержанием, воспроизводящим в сложной и четкой композиции различные исторические факты.
Преемником итальянского Возрождения в медальерном искусстве во многом стало французское искусство, воплотившее национальные особенности. Конец XV и первая половина XVI века - период расцвета медальерного искусства во Франции. С удивительнбй живостью изображения итальянской медали французские медальеры сплавили утонченный эстетизм, благородство стиля. Большое влияние на французские медали имели итальянские медальеры, такие, например, как Кандио, Примавера, Бенвенуто Челлини.
Французские медали XVII века, нередко отличавшиеся чертами барокко, где персонажи одеты в пышные одежды с дорогими украшениями, вместе с тем характеризуются правдивостью портретных образов и тщательной отделкой деталей. Виднейшие французские медальеры этого времени - Гийом Дюпре, Этьен де Лольн. Никола Брио, назначенный руководителем монетного двора в Париже, ввел в употребление штампы, позволяющие изготовлять правильные круглые медали*.
*(Следует отметить, что штампы для получения круглых заготовок медалей Н. Врио показывал Петру I во время пребывания его в Париже.)
Дюпре стал во Франции тем, кем был в Италии Пизанелло. Его портреты Генриха IV, Марии Медичи и другие можно поставить рядом с произведениями Пизанелло. Дюпре явился продолжателем стиля, которым прославился талантливый итальянский художник.
Шедевром Дюпре можно, несомненно, назвать портрет Генриха IV на одной из больших медалей, посвященной королю Франции (рис. 8, 9). По тонкости, живописности и проникновению во внутренний мир человека, по любовному вниманию к малейшей детали этот портрет вряд ли имеет себе равные даже среди тех, которые написаны кистью художников, прославлявших просвещенного короля Генриха IV. Необычайно интересен также реверс овального медальона, на котором в аллегорической форме воссоздается борьба короля Наварры за французский престол. Этот реверс привлекает внимание динамикой движения и прекрасным воспроизведением человеческого тела, на нем изображено единоборство короля с кентавром, олицетворявшим Генриха Савойского.
Дюпре создал значительное количество медалей с портретами своих именитых современников, в основном французов и итальянцев. Он умел решать произведения в разной художественной манере, от чувственно-утонченной до резко-сухой, в зависимости от натуры, положения в обществе изображаемых персонажей,
После смерти Дюпре плеяду французских медальеров возглавил Жан Варен, фламандец по национальности. Если Дюпре и его ученики предпочитали изготовлять медали путем литья, то Жан Варен и большинство его последователей прибегали уже к гравированию стальных штампов. В изображении человеческого тела вкус иногда изменял ему. Мускулы обнаженных фигур порой гипертрофированы, но портреты его верны оригиналам. Таковы изображения кардиналов Ришелье и Ма зари ни, Анны Австрийской и особенно Людовика XIV (рис. 10).
Конец царствования Людовика XIV ознаменовался значительным явлением не только для французского медальерного искусства, но и общеевропейского. Речь идет о воспроизведении в медалях истории Франции...
В создании так называемой "Малой истории" Франции в медалях участвовали видные ученые, медальеры-писатели. Среди этих последних - Буало и Расин, который даже написал "Объяснения" к ряду медалей, имевших историческое значение для Франции.
К сожалению, для ускорения создания "Малой истории" прибегли к элементарным способам изготовления медалей. Так, заранее изготовлялись стандартные изображения в профиль и анфас и шрифты для текста медали. Почти полностью были упразднены эскизы, и гравировка производилась прямо на оригинале. Эта ремесленная практика не способствовала созданию произведений большой художественной ценности.
Медали с изображениями Вольтера, Монтескье, Руссо, Мольера, Расина, созданные в это столетие Фердинандом де Сан-Урбеном, Жаном Дассье и его сыном - Жаком Дассье, Бенжаменом Дювивье и рядом других мастеров, характеризует стремление передать силу интеллекта и образное раскрытие характера людей. Образцом этого направления может послужить изображение Монтескье Жаном Дассье (рис, 11). Выходец из знаменитого дворянского рода, барон де ля Брэд де Монтескье отверг родовые привилегии и целиком отдался науке. Герцен назвал автора "Духа законов" одним из первых и крупнейших просветителей Франции. На реверсе медали, посвященной Монтескье, он предстает в центре аллегорической композиции с весами правосудия в одной руке и с сорванной с глаз повязкой - в другой. Аллегорическая сцена воспринималась несколько упрощенно. Портрет Монтескье на аверсе - не только шедевр Жана Дассье, но и одно из крупнейших произведений французского медальерного портрета. На аскетическом лице Монтескье, изборожденном морщинами, лежит печать неустанных трудов философа и борца.
Между искусством итальянских и французских медальеров нетрудно выявить определенные преемственные связи. Другое дело - искусство создания медалей в тот же период времени в Германии, причем на небольшой территории, простирающейся между Нюрнбергом, Лейпцигом и Аугсбургом. За очень редкими исключениями искусство немецких медальеров первой половины XVI века оказалось вне влияния итальянского и французского Возрождения. Если Пизанелло на каждой из своих медалей напоминал, что он живописец, а изображения на медалях Гийома Дюпре свидетельствуют, что их автор - искусный скульптор, истоки мастерства немецких медальеров восходят к искусству резчиков по дереву. Такие корни искусства немецких медальеров определили технику и художественные качества их произведений. Они создавали модели для своих медалей из твердых древесных пород или же из прочного камня. На основе этих моделей делались формы, в которых и отливались медали. Отсюда и художественные особенности немецких медалей начиная с XVI века: грубоватая резкость рельефа, нарочитые контрасты света и тени - так материал диктовал особенности рельефа. По целому ряду признаков и в противопоставление итальянскому и французскому искусство немецких медальеров можно назвать, хотя в некоторой мере условно, буржуазным. Оно во многом связано с бытом бюргеров, с их психологией, внешним видом. На отделанных деревом стенах темных немецких таверн, на крышках пивных кружек можно увидеть медали, мало чем отличающиеся от наградных или памятных. Нужно также отметить, что немецкие медали были часто односторонними. На их обратной стороне не имелось обычно изображения или же оно было крайне элементарным, преимущественно из геральдической символики.
Подобно тому как в Италии известность Бенвенуто Челлини медальера является производной, как бы отраженной от его таланта скульптора, так и Альбрехт Дюрер - медальер всем обязан своей живописи. Ему приписывают создание многих медалей, но он, возможно, был автором лишь части из них. Медали, которые принадлежат ему, отличаются низким рельефом. На некоторых портретных медалях лежит печать суровой задумчивости, другие носят налет сентиментальности. В своих медальерных работах Дюрер скорее ювелир, чем медальер, и в этом качестве он испытал влияние итальянских мастеров.
Следующий период развития медальерного искусства в Германии характерен отходом от манеры резчиков по дереву и усилением влияния мастеров итальянского Возрождения.
Наиболее интересными немецкими медальерами второй половины XVI века были Флётнер, М. Гебель (который создал, в частности, медальерный портрет А. Дюрера), И. Демьер, Г. Келье, Г. Рейнхардт, Г. Рейца и знаменитый живописец Ф. Хагенауэр.
Во второй половине XVII века в различных европейских странах и главным образом во Франции, Германии и Голландии медали создавались в ограниченном количестве.
В XVIII и начале XIX века начинается упадок медальерного искусства во Франции, которая вслед за Италией долгое время была законодателем в области наградных и мемориальных медалей, а затем и в ряде других стран Европы. Одна из главных причин - бурные политические события. Французская революция, директория, консульство, приход к власти генерала, а вскоре и первого консула Бонапарта, его завоевания в Африке и Европе, объявление его императором, гибельный для него поход в Россию, реставрация Бурбонов - весь этот калейдоскоп событий не благоприятствовал развитию европейского искусства в целом и медальерного в частности.
Во Франции исторически закономерным явилось подчинение различных видов искусства целям политической пропаганды сменявшихся режимов. В период революции французское медальерное искусство попыталось выразить социальные идеи средствами античного искусства медали. Искренний патриотизм граверов не мог, однако, восполнить отсутствие опыта и мастерства. Они не могли достичь уровня античного искусства. Правда, революционному правительству предложили свои услуги Бенжамен Дювивье, Дюпре и ряд других медальеров, создавших себе имя при монархии.
И все же нечто новое было внесено в эту эпоху французского медальерного искусства. Это новое заключалось в стремлении к массовости сцен, прославляющих победу народа.
Наиболее черные дни для французского медальерного искусства настали в годы Реставрации и Третьей республики. Появление медальерных работ знаменитого художника Жака-Луи Давида сыграло решающую роль в вытеснении ремесленных медалей. Медали Давида отличаются мощью и живостью изображения. Его портреты Мюссе, Жорж Занд, Ламартина и многие другие из большой галереи современников были встречены с энтузиазмом рядом деятелей французской культуры и литературы. Его искусство прославил в сборнике стихов "Осенние листья" Виктор Гюго. Во второй половине XIX века начинается подъем медальерного искусства в произведениях Удине, его блистательного ученика Шаплена, Роти, Понкарма, Вернона, Дежоржа, Даниэля Дюпюи, Дюбуа и многих других. С их приходом утвердилось современное реалистическое направление в искусстве создания медалей, возвестившее о наступлении нового периода в медальерном искусстве. Имена этих выдающихся медальеров запечатлены на плакетке (рис. 12) работы медальера Шевреля.
К числу лучших вещей Шаплена следует отнести бронзовую медаль с портретом Гарнье. Один из шедевров Роти - изображение знаменитого химика Шевреля*. Он запечатлен работающим, вдохновляемым музой (рис. 14).
*(Шеврель - выдающийся химик XIX века, занимавшийся изучением масляных красок в живописи. В 1857 г. Шеврель провел большое исследование по изучению процесса высыхания красок.)
Исполнена глубокой скорби группа женщин на другой плакетке Роти. Женщины несут гроб с телом президента Французской республики Карно к виднеющемуся вдали Пантеону (рис. 13).
Выдающимся произведением Дежоржа считается серебряная медаль, посвященная памяти студентов Высшей художественной школы, погибших за родину в 1870-1871 годах (рис. 15). Положение обнаженного тела напоминает позу Христа в известной скульптурной группе Микеланджело "Пьета".
В обновлении французского медальерного искусства значительную роль сыграл возврат к лучшим традициям крупнейших мастеров итальянского Возрождения. Это сказывается в произведениях таких талантливых мастеров, как Понкарм, Левиллен, Рош, Петер (анималист, подобно своему далекому предшественнику Пизанелло), и других.
Французская медаль на рубеже XIX и XX веков продолжает сохранять одно из первых мест в европейском медальерном искусстве. Вместе с тем немало выдающихся произведений создается первоклассными немецкими, австрийскими и английскими мастерами.
Отличительные особенности творчества крупнейших французских, немецких, австрийских и английских медальеров - это сдержанное благородство изображения, великолепная точность каждой детали, поиски единства формы и содержания, отказ от декоративных излишеств и т. д. Эти качества характеризуют. австрийца Шарфа, создателя медалей - портретов Гёте, Штрауса (с изображением "Венской девушки").
из книги Одноралов Н.В. 'Техника медальерного искусства'
Москва: Изобразительное искусство, 1983 - с.160 с ил.
Источник | |
|
08.08.14 Просмотров: 6195 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |