Главная Клуб Темы Клуба
Исторические Факты
«Гранитный Сталин» был когда-то в Праге
Самая большая монументальная групповая скульптурная композиция в Европе - 30,5 метров в высоту вместе с постаментом, изображавшая «вождя народов» Иосифа Сталина, начала проектироваться через четыре года после окончания Второй мировой войны, а строиться 60 лет назад, в феврале 1952 года. Еще через три года монумент был завершен и торжественно открыт 1 мая 1955 года. Простоять, однако, ему было суждено недолго, всего семь лет. Монумент, разрабатывая для этого новые технологии, строили годы, а сносили лишь 2 месяца, применив взрывчатку.
С обрыва над Влтавой на Прагу должен был «вечно» взирать «отец народов Сталин». Таковы были планы идеологических вдохновителей строительства нового режима в Чехословакии. Тридцатиметровый гранитный колос, однако, подмяв жизнь своего автора, рухнул, не простояв и десяти лет, причем стараниями тех же людей, которые некогда ратовали за его возведение.
В 2012 году Прага отмечает две юбилейные даты, связанные с памятником Сталину. 60 лет назад, в феврале 1952 года, на Летенском поле впервые взревели экскаваторы, возвестив округе о начале строительства, а 50 лет назад, в ноябре 1962 года, прогремел последний взрыв, оставивший на месте памятника лишь облако пыли.
«Строительство памятника продолжалось значительно дольше, чем верхушка компартии себе изначально представляла. Конкурс был объявлен в 1949 году, то есть через четыре года после окончания войны, что было достаточно поздно. В конкурсе обязаны были участвовать все известные скульпторы и архитекторы. В списке, так как был известен, значился и Отокар Швец. На его беду, именно им представленный проект, из шестидесяти представленных на конкурс, выиграл. Однако стоит упомянуть, что 60 проектов было подано не в первом туре. На первый тур свои работы послало лишь около десяти авторов, что, естественно, посчитали недостаточным. Тогда, министр информации Вацлав Копецкий приказал собрать в Староместской ратуше всех известных скульпторов и архитекторов. Там им показали фильм о Сталине, под подпись раздали соответствующие материалы, так что участие было добровольно-обязательным, и уже никто не отважился свой проект на конкурс не представить», - рассказывает Рудольф Цаинер, автор книги «Гранитный Сталин».
Не шутка, но в народе монумент, возвышавшийся над Прагой, иначе, как «очередь за мясом», не называли.
Рудольф Цаинер: «Да, «очередь за мясом!» В проекте Отакара Швеца, можно сказать, отсутствовала логика. В противоположность всем иным проектам, где присутствовала именно фигура Сталина, этот памятник представлял собой чествование советского и чешского народов. С одной стороны четыре фигуры, символизирующие чешский народ, с другой, четыре представителя советского народа, а впереди – Сталин».
Рабочие, крестьяне, солдаты, идущие вслед за вождем.
На месте будущего памятника сначала построили трехэтажное основание из железобетона. Потом, при помощи специально сконструированного крана, техники, способной поднимать каменные блоки весом в 70 тонн, в тот момент не существовало, на железобетонном каркасе в восемь слоев собрали монумент.
Вместо предполагавшихся двух лет, с момента утверждения первого эскиза, строительство продолжалось 6 лет. Памятник Сталину, возвышавшийся над Влтавой и в народе прозванный «очередь за мясом» был открыт 1 мая 1955 года, через два года после смерти прославляемого «вождя народов». Но уже в тот момент у коммунистических вождей Чехословакии закралось подозрение, что «ветер переменился» и начал бегать мороз по коже. На торжество ожидали Никиту Хрущева, но приехал лишь его посланник. А уже мене, чем через год состоялся XX съезд Коммунистической партии Советского Союза, во время которого Никита Хрущев осудил культ личности Сталина.
Рудольф Цаинер: «То, что действительно была попытка сохранить в тайне снос памятника, подтверждается отсутствием каких-либо киноматериалов о производившихся взрывах. Когда такое происходит, обычно на месте присутствуют телевизионщики и кинохроникеры, которые все фиксируют. В данном случае ничего нет. Запрещено было снимать, действовал запрет на фотографирование. Есть лишь воспоминания конкретных людей, которые находились на месте или же руководили строительством. Официальной документации нет.
Единственное что я нашел, так это фотографии, сделанные скульптором Йозефом Климешом. Будучи студентом, он работал на строительстве памятника Сталину, а когда его сносили, Климеш уже был дипломированным скульптором. Ну, а так как это была и его работа, а ему все это очень не нравилось, несмотря на запрет, Климеш переоделся рабочим, взял фотоаппарат и это позорище запечатлел на пленку».
Источник | |
|
14.07.12 Просмотров: 4742 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |