Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Всякости об этом и не только

Где в Крыму искать клад?


Открытие постоянной экспозиции «Сокровища крымской Готии» в Центральном музее Тавриды уже сейчас называют главным культурным событием года в Крыму. Как рассказала главный хранитель исторических ценностей Людмила Храпунова, на выставке в Симферополе представлены различные предметы — в основном, погребальный инвентарь: «Все представляемые нами вещи, которые, кстати, в далекие времена изготавливались индивидуально, под заказ, найдены на раскопках могильников. Прежде всего, это — различные ювелирные украшения, монеты, культовые предметы, детали конской упряжи, а также мужской и женской одежды: к примеру, браслеты, серьги, колты, фибулы — заколки для накидок или плащей, похожие на современные булавки. Прекрасно сохранились и были реставрированы элементы мужского пояса — на кожаную основу с помощью зажимчиков прикрепляли бляшки. Возраст артефактов: от II века до нашей эры — до XV века нашей эры».

Музейщики также рассказали об интереснейшей находке — кладе, обнаруженном в 1979 году во время экспедиции на Мангупе известным археологом, доцентом Таврического национального университета Александром Герценом. «Артефакты очень разрекламированы, мы возили их несколько раз на зарубежные выставки, — подчеркнула Людмила Храпунова. — Фишка клада, состоящего из найденных в могилах предметов, в том, что неизвестный нам человек спрятал его в X веке, но по каким-то причинам так и не вернулся за ним. Вещи показательные — из ранних средневековых погребений, причем видно, что их уже грабили, то есть и тогда, столетия назад, находились умники, как и современные гробокопатели, имевшие смелость тревожить покойников».

При этом историки не разделяют экспонаты на «ценные» и «не очень», поскольку каждый из них важен для науки. «Бывает, неказистый горшок может дать больше информации, чем золотые или серебряные украшения, — уточняют сотрудники Центрального музея Тавриды. — С их помощью мы можем о многом рассказать, например, о моде. Сарматский костюм или аланский значительно отличаются от средневековых — мы можем проследить, как сказывалось византийское влияние на древних жителей Крыма. Когда Константинополь распространил свое влияние на полуостров, это сразу сказалось на одежде. На мужских поясах, которые все начали носить по византийскому образцу, появились пряжки (которых раньше не было) в виде головы льва или креста — важнейших символов Византийской империи».

Источниками для «Сокровищ крымской Готии» послужили раскопки сармато-аланских могильников Нейзац (поселение немецких колонистов в Белогорском районе), в селе Дружное и Лучистое, городищ Эски-Кермен и Мангуп-Кале. Всего же на организацию выставки в музее потратили 280 тыс. грн, из которых только пожарно-охранная сигнализация демонстрационного зала «потянула» на 60 тыс. грн.

Музейщики поговаривают, что «золотую кладовую» опекает премьер-министр Крыма. Он очень хотел лично присутствовать при открытии выставки, но его занятость не позволяла приехать в музей, поэтому пришлось повременить. Планировали это сделать еще 3 июня (аккурат ко дню рождения Василия Георгиевича), а потом переносили еще пару раз до 16 июня. И наконец, глава крымского правительства перерезал ленточку и в числе первых посетителей осмотрел коллекцию. «Мне не хотелось вообще выходить из этой комнаты! — восхищался вчера увиденным премьер. — Великолепность всех этих вещей говорит о том, что наша земля — уникальна. История всей человеческой цивилизации начиналась именно с Крыма, когда здесь жили племена и народы, оставившие яркий след в истории — память о прошлом должна передаваться нашим внукам и правнукам. Мы обязаны сделать все, чтобы культурное наследие сохранялось и передавалось из поколения в поколение. К сожалению, «черная археология» не позволяет сохранять все уникальные предметы».

Полуостров всегда славился своими уникальными находками, но до 2004 г., когда появилась первая сокровищница в Ялте, увидеть крымское золото можно было только за пределами Крыма — в музеях Москвы и Санкт-Петербурга или в интернет-каталогах. Сегодня же крымчане могут просто отправиться в Центральный музей Тавриды в Симферополе по ул. Гоголя, 14. Рабочие дни: все дни, кроме вторника, с 10.00 до 17.00. Стоимость билетов: для взрослых — 20 грн., студентам — 15 грн., детям — 10 грн.

 

В Ялте — царские цацки без охраны

Равнодушием властей крымчане называют закрытие «Золотой кладовой» Ялтинского историко-культурного музея — первого подобного собрания драгоценностей в Крыму, открывшегося в 2004 году. Здесь находится более 130 тыс. предметов — монет, украшений, статуэток, часть из них попала в хранилища из коллекции Великого князя Александра Львовича, двоюродного дяди Николая II. «Самое ценное у нас — материалы раскопок святилища на Гурзуфском седле, прекрасно сохранившиеся статуэтки богов, животных, выполненные из бронзы и серебра, — поведала нам главный хранитель Ялтинского музея Татьяна Коноплянко. — Подобные статуэтки находят и в других местах Крыма и Средиземноморья. Но наши были первыми подобными находками в Украине».

В 2010 году горсовет Ялты урезал финансирование музея, а потому его сотрудники были вынуждены отказаться от охраны драгоценной выставки и попрятали экспонаты в сейфы. Вопрос о возобновлении экспозиции завис, по крайней мере ялтинские депутаты не намерены выделять деньги на нее. «Мы будем оказывать содействие в развитии подобных кладовых», — сказал «Сегодня» премьер Крыма Василий Джарты. А министр культуры АРК Алена Плакида пообещала нам выяснить ситуацию в Ялте. Адрес музея: г. Ялта, ул. Пушкина, 5-а (в конце набережной). Рабочие дни: все дни, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 17.00. Стоимость входа для взрослых — 20 грн., детям — 10 грн.

 

Керчь: деньги хана и браслеты

«Золотая кладовая» Керченского историко-культурного заповедника появилась в 2005 году — и стала вторым в Крыму, одним из самых богатых собраний артефактов, открытых публике. Коллекция из более двух тысяч предметов разделена на группы нумизматики и украшений. В первой — золотые и серебряные деньги времен Боспорского царства, Александра Македонского, хана Менгли-Гирея I. Во второй — драгоценности жителей древнего Пантикапея, средневекового Корчева и Керчи XIX века: пряжки, браслеты, венки, кольца, серьги. «Сегодня» позволили войти в сокровищницу в нерабочий день и сфотографировать экспозицию — а ведь фото и видеосъемка здесь запрещены. «Наше главное достояние — 99 кизикинов — золотых монет, хранившихся в бронзовом кувшинчике. Их нашли в 2003 году российские археологи на раскопках античного города Мирмекий», — рассказала директор заповедника Наталья Галченко. В прошлом году СБУ передала заведению 488 боспорских серебряных монет, вывезенных в Германию во время войны. Сейчас они изучаются, реставрируются, регистрируются, а только потом будут выставляться перед посетителями.

Браслет. Этот артефакт из золота и серебра прекрасно сохранился. Фото А. Лохвицкого

Драгоценности находятся в помещении площадью до 12 кв. м в стеклянных витринах и защищены сигнализациями, в зале постоянно присутствует охранник. Сотрудники не стали распространяться, были ли здесь попытки ограбления. Зато охотно говорят о том, что их «Золотая кладовая» привлекает к себе внимание вип-персон Украины.

Адрес заповедника: г. Керчь, ул. Свердлова, 7, проезд на автобусах и троллейбусах до остановки «Музей». Рабочее время: все дни, кроме вторника и четверга, с 10 до 14 часов. Стоимость билета: для взрослых — 30 грн., детей — 15 грн., для групп с переводчиком — 40 грн. (группы — не менее 5 и не более 10 человек). Индивидуальное экскурсионное обслуживание — 200 грн.

 

Привет от золотой орды «уплыл» в Москву

Часто артефакты становятся не только культурным наследием, но и предметами спекуляции, пополняя собрания зарубежных ценителей старины. За последние пять лет крымская таможня пресекла свыше ста случаев контрабанды антиквариата. У нарушителей популярны книги, иконы, каски, элементы обмундирования солдат, медальоны, пули, пушечные ядра. Основные направления вывоза — Россия, Израиль, Турция, сообщил «Сегодня» пресс-секретарь Крымской региональной таможни Эрнест Аметов.

Так, в 2008 году таможенники симферопольского аэропорта задержали гражданина Турции, пытавшегося переправить в Стамбул коллекцию полуторатысячелетней давности. Он выбрал «зеленый коридор» прохождения контроля, но рентген-аппарат «высветил» в сумке 94 изделия из глины, стекла и металла. По словам турка, предметы он «приобрел на рынке у продавщицы мясопродуктов, за коллекцию вместе с мясом уплатил $250». В большинстве случаев контрабандисты отделываются админпротоколами и штрафами, уголовные дела заводятся редко, потому что тяжело доказать преступный умысел. В Службе контроля по перемещению культурных ценностей через государственную границу Украины в АРК нам рассказали, что за год к ним поступает порядка 600 обращений за разрешением вывезти предметы старины. Люди отправляют за рубеж картины крымских художников, иконы, ордена, монеты. «Медали вывозятся только при наличии удостоверений и наградных книжек, монеты — выпущенные после 1960 года, картины — написанные после 1950 года, — пояснила начальник Службы Вера Сумулиди. — Наследники могут отправлять вещи, но им необходимо предъявить удостоверения, свидетельство о наследстве, доказать родственные связи с владельцем вещей».

 

КЛАДЫ

Что касается драгоценных находок, то их редко удается присвоить. К примеру, так называемый Симферопольский клад — 330 украшений, драгоценных камней, монет и предметов домашней утвари, найденных в Симферополе 44 года назад строителями при подготовке котлована под жилой дом. Подарочек, весивший 2,5 кг, не достался работягам и был сдан государству. Людьми, нашедшими сокровища, еще долгое время занимался КГБ. «Это предметы золотоордынского периода, хранящиеся в настоящее время в Государственном историческом музее в Москве, — рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАНУ Юрий Зайцев. — Среди очень редких вещей был уникальный предмет — серебряная пластина «пайдза». Монгольские ханы вручали ее наиболее верным людям, пайдза позволяла ее владельцу проходить куда угодно, перед ним должны были падать на колени».

Или Бахчисарайский клад — один из наиболее ценных, обнаруженный в скале средневекового городища Чуфут-Кале: 4250 золотых и серебряных монет, оцениваемых минимум в $50 тыс. Предположительно, они были спрятаны каким-то торговцем, жившим в предместье древнего Бахчисарая.

Пользуется славой и Купеческий запас — 17 серебряных слитков, весивших 3,5 кг. Их обнаружили 11 лет назад в Алуште при раскопках крепости Алустон в стене одного из домов. Историки предполагают, что серебро принадлежало торговцу, поскольку именно в купеческой среде такие куски драгметалла использовались при расчетах за товар.

В Феодосии же семь лет назад при сносе здания в центральной части дома рабочие обнаружили металлическую коробку, а в ней — деньги времен Гражданской войны и Временного правительства, оценивавшиеся в 155 тыс. царских рублей.

 

«У нас еще есть, что поискать»

«Еще лет 20 назад мы думали, что в Крыму немного осталось драгоценностей, которые не нашли на раскопках. Теперь же можно смело сказать, что мы серьезно ошибались в своих оценках, — рассказывает старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАНУ, кандидат исторических наук Александр Пуздровский, — Нас можно понять: официально на учете в Крыму состоит 3,5 тыс. памятников археологии, в действительности — в несколько раз больше, поставить все на учет — нереально. Но даже если и это сделаем, то дадим дополнительную информацию грабителям. Так что мы просто не можем афишировать многие вещи». Как уточняет Александр Евгеньевич, на древних рядовых погребениях — сельских кладбищах — в трех могилах из ста можно найти что-то ценное; в элитных памятниках — в богатых захоронениях — сокровищ на порядок больше, именно на них и обращают внимание «черные археологи».

«Мы никогда не гарантируем, что на раскопках будут ценности, поэтому для разных находок — разные процедуры передачи государству, — отмечает Пуздровский. — Если найдена обычная вещь, то после экспедиции она перевозится на базу, где описывается, фотографируется, зарисовывается, реставрируется и передается в музейное хранилище». Если попадаются драгоценные металлы или ювелирные украшения, они аккуратно зачищаются и в течение 48 часов по актам передаются в госхранилища. «Правоохранители всегда задают глупые вопросы после таких передач, вроде: себе много оставили? Но мы стараемся обезопасить себя документами, описями, — говорит историк. — К тому же к работе с материальными ценностями допускают только узкий круг проверенных людей». По словам эксперта, в археологические экспедиции попадают по рекомендациям уважаемых специалистов и если человек хоть раз запятнал себя попыткой скрыть находку, ему навсегда будет закрыт путь на любые раскопки.

 

Скифский жемчуг на Ротару

При прежней власти в стране не только сам экс-президент Виктор Ющенко интересовался древностями, но и его окружение. Археолог Александр Пуздровский уточняет, что, помимо коллекции драгоценностей «Платар» (по фамилиям бизнесменов-создателей — покойного Сергея Платонова и здравствующего Сергея Таруты), остаются и неизвестные широкой публике собрания: «У политверхушки периода Ющенко были коллекции на миллионы долларов».

К крымским сокровищам примеряются и наши звезды. По словам эксперта, София Ротару в клипе на песню «Рябина красная» надела два жемчужных ожерелья из коллекции «Платар», как-то попавшие к коллекционерам из Усть-Альминского могильника — позднескифского захоронения. Но эти ценности хотя бы остаются в поле зрения специалистов, а многое из крымских сокровищ уходит за кордон и там следы их теряются в частных хранилищах. Рассказывая о масштабах вывозах копанных артефактов, археолог Пуздровский приводит в пример случай пятилетней давности, когда через Киев и западные области в Будапешт хотели отправить крупную партию антиквариата: скупщик древностей мешками вез за границу коллекцию, в которой были золотые и серебряные предметы.

«Чтобы вывозить крупные партии, должна быть четкая система среди правоохранителей — нормальный человек не повезет сотни вещей, если нет уверенности в организованном «зеленом коридоре», — подчеркивает археолог. — Сейчас вывоз ценностей перестал быть прибыльным — много риска и хлопот. На Украине достаточно богатых людей, которые сами скупают древности». 



Источник | | Автор: Алексей Лохвицкий
| Категория: Всякости об этом и не только
| Теги: ювелирные украшения, золото, клад
17.06.11 Просмотров: 8789 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar