Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Домашнее. Предметы быта.

Другая сторона спичечных этикеток


Все мы привыкли смотреть на спичечные этикетки с одной стороны.

На то она и этикетка, или наклейка, чтобы на другой стороне у нее ничего, кроме клея, не было. Так оно, в большинстве случаев, и бывает. Конечно, на снятых с коробков этикетках можно, иногда, найти на противоположной стороне остатки синей бумаги, или серого картона на каркорах. Казалось бы и все, то есть, точнее, ничего интересного. Однако, хотя и редко, на противоположной стороне этикетки можно обнаружить ... другую этикетку.

Как, например, на этикетках из серии, посвященной 200-летию моего родного Московского Государственного Университета им. Ломоносова на оборотной стороне я обнаружил никак не связанные с темой серии изображения (Рис. 1).

Опытные филлуменисты, несомненно, узнают в этих изображениях этикетки, посвященные Всесоюзной Промышленной Выставке 1956 года. В моей коллекции тоже есть такие этикетки, но выпущенные не комбинатом «Гигант», а Рижской фабрикой «Везувс» (Рис. 2). Вероятно, и «Гигант» выпускал эту серию, но я об этом не знаю. Удивительно, но «оборотная» этикетка помогает в данном случае уточнить датировку «основной». Поскольку МГУ был основан, как известно, в 1755 году, то и юбилейная серия, посвященная 200-летию, должна бы быть выпущена в 1955 году. Однако «оборотная» этикетка относится к 1956 году и была выпущена, очевидно, раньше! Не могу сказать с полной уверенностью, но похоже, что серия о МГУ была выпущена «вдогонку» к уже прошедшему юбилею (25 января 1955 года). При этом «из экономии» использовали листы с этикетками об уже прошедшей выставке. Возможно также, что этикетки к выставке печатали заранее в 1955 году.

Интересно также отметить, что встречается, как «сдвинутая» печать новых этикеток, так и практически совпадающая. Но и в том и другом случае печать не полная – не хватает части надписей. Такие случае не единичны. На рисунках 3 и 5 представлены еще две этикетки, с печатью с обеих сторон. На рисунках 4 и 6 помещены полные изображения соответствующих «оборотным» этикеткам. В этих двух случаях «оборотные» этикетки соответствуют предыдущему году по отношению к основным. Некоторые оборотные этикетки, две из которых (1957 года выпуска) показаны на рисунках 7 и 8 мне идентифицировать пока не удалось

Изображение с оборотной части этикетки на рис.7, с этикетки Балабановской фабрики 1957 года «Московский Совет депутатов трудящихся»

Однако, как выясняется, такими случаями «брака» или «экономии бумаги» не исчерпывается интерес к оборотной стороне этикетки. Судя по имеющимся у меня Советским этикеткам 50-ых годов, в те времена некоторые коллекционеры при обмене имели обыкновение оставлять свои адреса на оборотной стороне этикетки (Рис. 9-12). Интересно отметить, что два филлумениста, один из Москвы (Рис. 9), а другой и Риги (Рис.10), оставили свои «автографы» на одинаковых этикетках. Возможно, эти этикетки с адресом выполняли роль «визитных карточек» на встречах коллекционеров. В пользу такой версии говорит тот факт, что надпечатанные на обороте этикеток адреса не только Советские, но встречаются и из других стран (рис. 13-14).

Большинство из представленных выше этикеток были получены мною от известного французского филлумениста Gerard Deleplace , коллекция спичечных этикеток и коробков которого в 1992 году была занесена в книгу рекордов Гиннеса. Он получил эти этикетки из Бельгии и Германии. Таким образом, прежде чем попасть ко мне, они проделали немалый путь и во времени и в пространстве. Прошло уже почти 50 лет и, вероятно, коллекционеров, чьи адреса  вы видите на этикетках уже нет среди нас, но если кто-то из их родственников увидит эти адреса, то он может рассказать и о начале истории этих этикеток и об их первых владельцах.

Кроме адресов на оборотных сторонах этикеток встречаются и другие надписи. Часто это название серии или перевод надписи на «свой» язык или просто надпечатки коллекционеров без адресов (Рис. 15, 16).

Мне же представляется интересным предложить Вашему вниманию еще один случай. Этот случай из тех, что описаны в статье Станислава Дмитриева «Зачем еще нужны спичечные этикетки?» Обычно этикетки пересылаются в письмах. Но в том случае, о котором я сейчас расскажу, сам почтовый конверт, по всей вероятности, был сделан из неразрезанного листа спичечных этикеток. Увы, ко мне попало всего две этикетки, нарезанные из этого конверта (рис.5), но на одной из них хорошо сохранился почти весь почтовый штемпель. На штемпеле город - Мал. Вышков Бр. (Брянской обл.?) и дата - 12 3 58. После 15 минут поиска в Интернете я нашел этот город – ВЫШКОВ, Брянская область, Злынковский район. То, что мне казалось сокращением Малый (Мал.) оказалось МАП. Это, видимо, что-то типа: Межрайонный А. Почтамт. Обратили внимание на название района? Вот теперь понятно откуда у хозяина конверта такая необычная «бумага для конвертов». Конечно, непосредственно с типографии фабрики «Ревпуть». Если сложить обе этикетки, то можно почти прочесть и адресата «...емену Т.». А на оборотной стороне этикетки справа от представленной, наверняка, была наклеена марка. Что называется - союз филателии и филлумении. Вот такая почти детективная история этикеток 1954 года.

Надеюсь, прочитав эту статью Вы, вставляя (рука не поднимается напечатать «вклеивая»!) купленные или обмененные новые (старые!) этикетки в свои альбомы, не забудете посмотреть на них и с другой стороны!

Р.Э. Узбеков



Источник | | Автор: Р.Э. Узбеков
| Категория: Домашнее. Предметы быта.
| Теги: Гиннес, автограф, выставка, коллекция, этикетки, филлуменист
27.10.20 Просмотров: 1906 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar