Главная Клуб Темы Клуба
Домашнее. Предметы быта.
Андрей Мятиев собрал крупнейшую в стране коллекцию старинных велосипедов
Искатели не обманули. Во дворе заброшенного дома в районе Рогожской заставы действительно валялось несколько проржавевших велосипедных деталей. В самом доме ничего интересного не было, зато удалось обнаружить заваленный мусором вход в подвал, а позже, вечером, в домашнем архиве нашлось и подтверждение тому, что в этом здании в начале XX века располагалась мастерская по ремонту велосипедов.
Это была настоящая удача. На раскопки завалов ушло два дня, но усилия коллекционера, которому тогда едва исполнилось 16 лет, не пропали даром. Велосипедного старья набралось на два грузовика, впрочем, ничего особо ценного не обнаружилось. «По объему затраченных сил и помета летучих мышей, упавшего мне на голову, это была выдающаяся операция», — смеется Андрей Мятиев. Сейчас ему 35, он один из лучших в стране экспертов по истории велосипедного дела и владелец крупнейшей коллекции из 300 велосипедов и нескольких тысяч связанных с ними предметов. Мятиев влюбился в велосипед с детства и называет его «феноменом, предоставившим любому человеку почти неограниченные возможности для путешествий».
По коллекции можно проследить эволюцию велосипеда. Самый старый экспонат сделан во Франции в 1860 году мастером Пьером Мишо, в Англии такие велосипеды на деревянных колесах получили название bone shaker («костотряс»). Следующий этап — немецкий велосипед 1885 года из семейства «пауков» с приводом на переднее колесо, которое существенно больше заднего. Таких «пауков» у Мятиева несколько, имеются и их трехколесные разновидности. А вот пришедшая на смену «паукам» безопасная модель 1890 года технически почти ничем не отличается от современных двухколесных велосипедов: замкнутая рама, подпружиненное седло, одинаковые колеса с резиновыми шинами и цепной привод на заднее колесо. Казалось бы, на нем велосипедная история должна была закончиться, но изобретать велосипед продолжают до сих пор.
«По механике встречаются фантастические идеи, но все действительно было изобретено сто и больше лет назад, дальше пошли только улучшения», — говорит Мятиев. Один из любимых предметов его коллекции — обычная на вид велосипедная рама. Все дело в материале и истории изготовления. Экспериментальная рама была сделана в СССР в 1978 году из углеволокна в преддверии Олимпиады-80. «Уникальная вещь, единственная в мире, — рассказывает коллекционер. — Из трех сделанных уцелела только одна. Первую разбили на испытаниях, вторая сломалась под гонщиком на трассе, третья досталась мне».
Статьи из сюжета
Вкусы совпали
Чувство корней
Монетизация
Ваша ставка!
Как купить Пикассо
За 20 с лишним лет Мятиев собрал коллекцию, за которую, по его словам, еще 10 лет назад были готовы заплатить больше $1 млн (такие истории любят рассказывать все заядлые коллекционеры — подтвердить фигурирующие в них суммы невозможно). А началось все в середине 1980-х. В московском клубе «Юные следопыты автомотостарины», членом которого Мятиев стал в 13 лет, конкурентов у него не было. Велосипеды никого не интересовали, и старшие товарищи делились ценной информацией о местах, где можно порыться в поисках любопытных экспонатов. В 1990 году, когда Мятиев провел масштабную поисковую операцию в заброшенном доме в центре Москвы, его коллекция состояла уже из 30 велосипедов начала XX века.
Потом он методично объезжал старые дачные поселки в Подмосковье и вытаскивал с чердаков ценные экспонаты. Бывало, менял современный велосипед, на котором приехал, на старинный с чердака. Некоторые покупал, некоторые получал в подарок. «Если раньше я охотно шлялся по свалкам и дачным участкам, то сейчас эта тема закрыта. То, что там можно найти, мне уже не интересно», — говорит Мятиев. Сейчас он пополняет коллекцию точечно — участвует в аукционах за границей или покупает экспонаты по наводке членов германского Союза любителей исторических велосипедов и Международной ассоциации любителей старинных велосипедов, куда он вступил несколько лет назад.
Сколько стоит ретровелосипед? В апреле 2009 года, например, на аукционе антикварных велосипедов, проведенном в Нью-Йорке компанией Copake Auction Inc., один из «пауков» 1886 года был продан за $19 000. Цена самых дорогих экземпляров может достигать $50 000 — машина должна отлично сохраниться и иметь красивую историю. В коллекции Мятиева есть и совсем необычные экспонаты. Один из велосипедов кустарного производства начала прошлого века он купил в антикварном магазине за $1000. «Можно говорить, что это самоделка неизвестного автора, а можно сказать — хорошо сохранившийся уникальный деревянный велосипед 1902–1908 годов выпуска», — рассуждает коллекционер.
Мятиев посвящает своему хобби все свободное время, он нигде не работает, не имеет собственного бизнеса и зарабатывает на жизнь и коллекцию частными консультациями и поставками деталей любителям авто- и мотостарины. Помогают знания и связи, которыми он обзавелся за 22 года. Кроме того, Мятиев публикуется в специализированных изданиях, а в декабре 2008-го издал книгу «Велосипед в дореволюционной России» (розничная цена — 3000 рублей). Половину двухтысячного тиража выкупила компания «Итера» (ее глава Игорь Макаров — мастер спорта по велогонкам).
Мятиев мечтает создать музей и выставить там всю свою коллекцию, ведь он и сам никогда не видел ее целиком. Экспонаты хранятся в разных местах в Москве и Подмосковье. Мятиев представлял свои экспозиции в Историческом музее, выставочном зале «Ходынка», его велосипедные стенды стали частью московской «Олдтаймер-Галереи». Чтобы открыть собственный музей, Мятиеву, по его оценке, нужно $100 000. Интерес к созданию музея у потенциальных партнеров есть, но дальше разговоров дело не идет. «Жмут руку до синевы, говорят, что нужно, классно, интересно, но на этом все заканчивается», — сокрушается Мятиев.
Создатель музея автомобильной и военной техники Вадим Задорожный предлагал Мятиеву разместить экспозицию на своих выставочных площадях в ближнем Подмосковье, но коллекционеры не сошлись в финансовых вопросах. «Андрей хочет заработать, хотя ему это тяжело дается. Собиратель он очень успешный, но одно дело коллекционировать и совершенно другое — создавать музей», — говорит Задорожный.
Велосипедные музеи уже есть в бывших советских прибалтийских республиках. Старший музейный работник шауляйского государственного Музея велосипедов Альгердас Заукас считает, что частный веломузей может быть вполне прибыльным предприятием. Литовский музей, где выставлены 98 велосипедов и четыре веломобиля, посещают 20 000–25 000 человек в год (экскурсия для взрослых стоит около $17, входной билет — около $3). Частный велосипедный музей в местечке Саулкрасты в 40 км от Риги в год посещают 6000 человек (входной билет — $2). По словам создателя музея Яниса Сергеева, он не приносит прибыли, все доходы идут на его содержание, освещение, уборку. «В Риге было бы гораздо интереснее работать, тем более что велосипедами сейчас все увлечены», — говорит Сергеев, по основной специальности — продавец автомобилей.
Недавно у Мятиева появилось новое хобби — коллекционирование старинных печатных машинок. Собрано уже 50 экземпляров. Печатные машинки не занимают много места, поэтому до создания музея, где будет выставляться коллекция, еще далеко.
forbesrussia.ru
Это была настоящая удача. На раскопки завалов ушло два дня, но усилия коллекционера, которому тогда едва исполнилось 16 лет, не пропали даром. Велосипедного старья набралось на два грузовика, впрочем, ничего особо ценного не обнаружилось. «По объему затраченных сил и помета летучих мышей, упавшего мне на голову, это была выдающаяся операция», — смеется Андрей Мятиев. Сейчас ему 35, он один из лучших в стране экспертов по истории велосипедного дела и владелец крупнейшей коллекции из 300 велосипедов и нескольких тысяч связанных с ними предметов. Мятиев влюбился в велосипед с детства и называет его «феноменом, предоставившим любому человеку почти неограниченные возможности для путешествий».
По коллекции можно проследить эволюцию велосипеда. Самый старый экспонат сделан во Франции в 1860 году мастером Пьером Мишо, в Англии такие велосипеды на деревянных колесах получили название bone shaker («костотряс»). Следующий этап — немецкий велосипед 1885 года из семейства «пауков» с приводом на переднее колесо, которое существенно больше заднего. Таких «пауков» у Мятиева несколько, имеются и их трехколесные разновидности. А вот пришедшая на смену «паукам» безопасная модель 1890 года технически почти ничем не отличается от современных двухколесных велосипедов: замкнутая рама, подпружиненное седло, одинаковые колеса с резиновыми шинами и цепной привод на заднее колесо. Казалось бы, на нем велосипедная история должна была закончиться, но изобретать велосипед продолжают до сих пор.
«По механике встречаются фантастические идеи, но все действительно было изобретено сто и больше лет назад, дальше пошли только улучшения», — говорит Мятиев. Один из любимых предметов его коллекции — обычная на вид велосипедная рама. Все дело в материале и истории изготовления. Экспериментальная рама была сделана в СССР в 1978 году из углеволокна в преддверии Олимпиады-80. «Уникальная вещь, единственная в мире, — рассказывает коллекционер. — Из трех сделанных уцелела только одна. Первую разбили на испытаниях, вторая сломалась под гонщиком на трассе, третья досталась мне».
Статьи из сюжета
Вкусы совпали
Чувство корней
Монетизация
Ваша ставка!
Как купить Пикассо
За 20 с лишним лет Мятиев собрал коллекцию, за которую, по его словам, еще 10 лет назад были готовы заплатить больше $1 млн (такие истории любят рассказывать все заядлые коллекционеры — подтвердить фигурирующие в них суммы невозможно). А началось все в середине 1980-х. В московском клубе «Юные следопыты автомотостарины», членом которого Мятиев стал в 13 лет, конкурентов у него не было. Велосипеды никого не интересовали, и старшие товарищи делились ценной информацией о местах, где можно порыться в поисках любопытных экспонатов. В 1990 году, когда Мятиев провел масштабную поисковую операцию в заброшенном доме в центре Москвы, его коллекция состояла уже из 30 велосипедов начала XX века.
Потом он методично объезжал старые дачные поселки в Подмосковье и вытаскивал с чердаков ценные экспонаты. Бывало, менял современный велосипед, на котором приехал, на старинный с чердака. Некоторые покупал, некоторые получал в подарок. «Если раньше я охотно шлялся по свалкам и дачным участкам, то сейчас эта тема закрыта. То, что там можно найти, мне уже не интересно», — говорит Мятиев. Сейчас он пополняет коллекцию точечно — участвует в аукционах за границей или покупает экспонаты по наводке членов германского Союза любителей исторических велосипедов и Международной ассоциации любителей старинных велосипедов, куда он вступил несколько лет назад.
Сколько стоит ретровелосипед? В апреле 2009 года, например, на аукционе антикварных велосипедов, проведенном в Нью-Йорке компанией Copake Auction Inc., один из «пауков» 1886 года был продан за $19 000. Цена самых дорогих экземпляров может достигать $50 000 — машина должна отлично сохраниться и иметь красивую историю. В коллекции Мятиева есть и совсем необычные экспонаты. Один из велосипедов кустарного производства начала прошлого века он купил в антикварном магазине за $1000. «Можно говорить, что это самоделка неизвестного автора, а можно сказать — хорошо сохранившийся уникальный деревянный велосипед 1902–1908 годов выпуска», — рассуждает коллекционер.
Мятиев посвящает своему хобби все свободное время, он нигде не работает, не имеет собственного бизнеса и зарабатывает на жизнь и коллекцию частными консультациями и поставками деталей любителям авто- и мотостарины. Помогают знания и связи, которыми он обзавелся за 22 года. Кроме того, Мятиев публикуется в специализированных изданиях, а в декабре 2008-го издал книгу «Велосипед в дореволюционной России» (розничная цена — 3000 рублей). Половину двухтысячного тиража выкупила компания «Итера» (ее глава Игорь Макаров — мастер спорта по велогонкам).
Мятиев мечтает создать музей и выставить там всю свою коллекцию, ведь он и сам никогда не видел ее целиком. Экспонаты хранятся в разных местах в Москве и Подмосковье. Мятиев представлял свои экспозиции в Историческом музее, выставочном зале «Ходынка», его велосипедные стенды стали частью московской «Олдтаймер-Галереи». Чтобы открыть собственный музей, Мятиеву, по его оценке, нужно $100 000. Интерес к созданию музея у потенциальных партнеров есть, но дальше разговоров дело не идет. «Жмут руку до синевы, говорят, что нужно, классно, интересно, но на этом все заканчивается», — сокрушается Мятиев.
Создатель музея автомобильной и военной техники Вадим Задорожный предлагал Мятиеву разместить экспозицию на своих выставочных площадях в ближнем Подмосковье, но коллекционеры не сошлись в финансовых вопросах. «Андрей хочет заработать, хотя ему это тяжело дается. Собиратель он очень успешный, но одно дело коллекционировать и совершенно другое — создавать музей», — говорит Задорожный.
Велосипедные музеи уже есть в бывших советских прибалтийских республиках. Старший музейный работник шауляйского государственного Музея велосипедов Альгердас Заукас считает, что частный веломузей может быть вполне прибыльным предприятием. Литовский музей, где выставлены 98 велосипедов и четыре веломобиля, посещают 20 000–25 000 человек в год (экскурсия для взрослых стоит около $17, входной билет — около $3). Частный велосипедный музей в местечке Саулкрасты в 40 км от Риги в год посещают 6000 человек (входной билет — $2). По словам создателя музея Яниса Сергеева, он не приносит прибыли, все доходы идут на его содержание, освещение, уборку. «В Риге было бы гораздо интереснее работать, тем более что велосипедами сейчас все увлечены», — говорит Сергеев, по основной специальности — продавец автомобилей.
Недавно у Мятиева появилось новое хобби — коллекционирование старинных печатных машинок. Собрано уже 50 экземпляров. Печатные машинки не занимают много места, поэтому до создания музея, где будет выставляться коллекция, еще далеко.
forbesrussia.ru
Источник | |
|
05.04.10 Просмотров: 8661 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 1 | |
0
1
Геннадий
• 20:37, 27.10.10 | |