Главная Клуб Темы Клуба
Иные коллекционные материалы
Карманный самолет
Эти люди в детстве явно не доиграли. Речь о моделистах. Хотя то же самое можно сказать обо всех остальных, включая нас с вами, ибо наиграться в детстве на всю жизнь невозможно. Более того, как раз те, кто в солидном возрасте сторонится каких-либо игр, в детстве и не доиграли – не впитали с молоком матери вкус к играм, не развили в должной степени свою фантазию, не научились воображать то, чего на самом деле нет. А у нормального человека с этим все в порядке – с воображением и с умением совмещать реальность с мечтой.
Моделизм – это целая вселенная. Для начала разберемся с базовыми определениями. Как непрофессионал в этом деле, я отнес к моделизму два родственных на мой взгляд увлечения – собственно, изготовление моделей, как уменьшенных копий реальных объектов (строений, элементов ландшафта, технических устройств и механизмов), и использование (включая и коллекционирование) уже готовых моделей, продающихся в магазинах. Первое – вид технического творчества, второе - игра.
Есть и промежуточные стадии – сборка моделей из готовых комплектов, изготовленных промышленным способом, и совершенствование, глубокая переделка законченных конструкций, которые продают в магазинах.
Ясно, что заядлые моделисты именно здесь презрительно отвернутся – мол, смешиваешь то, что смешивать ни в коем случае нельзя. Но я опираюсь на собственный опыт. Когда-то в далеком (очень далеком) детстве я взял в руки инструменты, чтобы «облагородить» миниатюрную железную дорогу немецкого производства. И впервые в жизни выстроил нечто вроде вокзала – из кусочков фанеры и обрезков картона. Занятие настолько мне понравилось, что второй моделью стала парусная яхта (собранная, впрочем, из покупного набора деревянных деталей). Но это так, досужие воспоминания.
И все же в этом гипотетическом объединении есть смысл. Моделизм – мир миниатюры и даже вид спорта со своими соревнованиями и регалиями. Существуют национальные федерации, проводятся чемпионаты по стендовому моделизму, по радиоуправляемым моделям-копиям и многим другим видам моделирования – с одной стороны. А с другой – состязания по управлению миниатюрными самолетами и вертолетами, воздушные бои, гонки автомобильных и судомоделей, в которых используются модели промышленного производства.
# # # #
Путь к увлечению моделизмом – именно как к виду технического творчества – всегда лежит через игру. К серьезному мы приходим через несерьезное. И не в детстве это происходит (в детстве любая игрушка представляется взаправдашним самолетом или танком), а позже.
Чтобы понять это, достаточно взглянуть на публику, посещающую магазины для моделистов. У прилавков вполне взрослые люди (чаще молодые). Детей мало – ведь инструменты, детали, комплекты для сборки и готовые модели, продаваемые в этих магазинах, стоят немалых денег (посмотреть на эти недетские цены можно в одном из таких магазинов).
А вот пример из собственного опыта. В детстве я получил роскошный подарок – железную дорогу, которую я упоминал выше. Я даже помню имя производителя - Pico. Вещь бесподобная… Так вот, спустя пару часов после вручения подарка мы с друзьями уписывали за обе щеки испеченный мамой пирог. Потом матушка поманила нас, десятилетних детей, в другую комнату. Мы потихоньку вошли. На полу, прямо на потертом ковре, веером возлежали солидные толстые дяди – отцы моих друзей. Был среди них и мой папа. А по полу по крошечным рельсам бодро разъезжал состав из маленького тепловоза и трех грузовых платформ. На платформах возвышался небольшой бутерброд, который мой отец отправлял по железной дороге своему другу Борису Федоровичу, чтобы тот мог закусить только что выпитую рюмочку.
Кто там был - в этой комнате? Доктор математики, профессор университета. Экономист с именем и безупречной профессиональной репутацией. Известный киносценарист. Горный маркшейдер. Заместитель директора угольной шахты. Русский поэт. Самому младшему сорок пять лет. Самому старшему – шестьдесят четыре года… Они так увлеклись игрой, что, раздувая щеки, гудели и пыхтели, помогая тепловозу тащить этот бутерброд. И мы, их сыновья, потихоньку удалились – не стали мешать отцам играть в наши игры.
Фирма Pico живет и процветает по сей день. Масштабные модели ее производства можно купить в России – и целые комплекты, и отдельные наборы путей, строений, деревьев. А также электровозы, тепловозы, паровозы, вагоны. Стоит, конечно, немерено – но и в годы моего детства эти «игрушки» стоили приличных денег (настолько приличных, что за один такой комплект родителям нужно было отдать добрую половину месячной зарплаты, да при этом еще поискать его в магазинах).
Моделизм это или не моделизм? Если приобрести комплект ради собственно игры, то вряд ли. А если задастся целью воссоздать в миниатюре пейзаж реальной эпохи, сочетая готовые модели с изготовленными вручную ландшафтными макетами, крошечными автомобилями, семафорами, вокзалом? Где та грань, что отделяет моделиста от коллекционера, а коллекционера - от игрока?
Между тем железнодорожный моделизм во всех его проявлениях целая наука или… вид прикладного искусства? Неудивительно, что больше об этом виде моделизма можно прочитать на сайте настоящих железных дорог. А на на сайте Modelsworld.ru собрана целая коллекция интереснейших статей по железнодорожному моделизму.
# # # #
Совершенно недоступный в годы моего детства вид увлечения, который, на мой взгляд, имеет отношение к моделизму – управление миниатюрными летающими моделями самолетов и вертолетов. О популярности этого занятия говорит тот факт, что крошечные вертолеты с электрическими двигателями сегодня продают даже в салонах сотовой связи – как игрушки для «офисного планктона» (да не обидится уважаемый «планктон», я отношу к этому славному сообществу и себя). То есть это явно забавы для взрослых, хотя никто не запрещает купить такую штуку своему ребенку (и все равно поиграть в неё самому).
Нет, это еще не полноценные модели, позволяющие покорять небо и отрабатывать фигуры высшего пилотажа. Модель вертолета – с двигателем внутреннего сгорания, со всеми необходимыми элементами управления – очень непросто изготовить самостоятельно, но и купить накладно. На уже упомянутом выше портале Modelsworld можно увидеть, что готовые модели вертолетов с ДВС стоят «как чугунный мост», да еще и не всегда бывают в продаже. Что в общем-то понятно – товар не самый востребованный, на любителя или даже для специалиста (по пилотированию моделей).
Намного доступней готовые модели самолетов. Этот вид моделизма проще и при самостоятельном конструировании. Маленькие самолеты легче пилотировать, но для этого приходится искать более просторные площадки. Если вертолет можно запустить, скажем, в парке, то для запуска радиоуправляемой модели самолета с силовой установкой ДВС нужно выбраться за город и подыскать более-менее просторную поляну, которую можно использовать для взлета и посадки модели. Подробней о конструкции и тонкостях пилотирования радиоуправляемых моделей самолетов можно прочитать на том же портале.
Оставим спорную категорию «моделирования без моделирования» и обратимся к «чистому» конструированию миниатюрных моделей различных видов техники. Первым, с чем мы встречаемся в детстве, то есть наиболее доступным видом технического творчества такого плана можно считать бумажный моделизм.
Сегодня для этого вида прикладного творчества наступили золотые времена – несколько издательств регулярно выпускают наборы бумажных «выкроек», сопровождаемых пошаговыми инструкциями по изготовлению моделей. С одним из таких издательств (украинских) можно ознакомиться на сайте Papermodeling.net. Портал, скажем так, «не шибко живой», но представление составить можно.
Другое, достаточно детальное руководство по бумажному моделированию судов можно прочитать здесь. Из него становится ясно, что бумага не такой простой материал, каким кажется на первый взгляд.
# # # #
Модель из бумаги, как правило, лишь первый шаг к более глубокому освоению технологии стендового моделизма (то есть к изготовлению нелетающих, неплавающих, недействующих моделей, в которых точно воспроизводится лишь внешний вид прототипа). Кстати, именно стендовый моделизм ближе всех прочих видов этого ремесла к искусству. Модель на подставке – это и художественная миниатюра, и украшение интерьера, и экспонат самодеятельного музея.
Стендовый моделизм достаточно популярен в России, имеет собственную периодику (взгляните на каталог русскоязычных журналов по этой теме, а заодно и на другие товары магазина – для моделиста там много любопытного и полезного).
Что касается сайтов, из более-менее любопытных можно назвать портал Rumodelism.com (к сожалению, остановившийся в развитии). Ну и, пожалуй, еще сайт Modelmaster.ru, посвященный стендовому моделизму, на котором можно найти небольшую подборку познавательных материалов. На этом и остановимся, поскольку ресурсов, посвященных моделизму, в Рунете предостаточно, но действующих и пополняемых – единицы…
# # # #
Стендовый моделизм тоже можно разделить на несколько видов. Самыми доступными видами являются описанное выше бумажное моделирование и сборка стендовых моделей из готовых наборов пластмассовых деталей.
Второе требует минимума усилий, нужно лишь аккуратно вырезать детали из общей отливки, склеить их по прилагаемому чертежу, а потом раскрасить (клей и краска входят в набор). Промышленностью самых разных стран (в Россию в основном поставляются китайские наборы, но есть и отечественные) выпускаются комплекты по сборке стендовых масштабных моделей самолетов, наземной боевой техники и кораблей. Из-за доступности подобные комплекты для самостоятельной сборки хорошо подходят для детского творчества.
А что касается «настоящего» стендового моделизма, то это очень обширная и сложная тема. Моделист – это и историк, и мастер-миниатюрист, и художник, причем в едином лице. Посмотрите, какие книги издаются по этой теме! Одна из них давно стала библиографической редкостью (несмотря на несколько переизданий) и настоящей Библией стендового моделиста. Речь о книге О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма». Именно она в свое время вызвала у меня живой интерес к моделизму, хотя он и не получил практического воплощения. Не каждый о себе может сказать – «золотые руки». И я врать не буду.
Фото с http://transphoto.ru
Источник | |
|
01.03.11 Просмотров: 12372 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |