Главная Клуб Темы Клуба
Домашнее. Предметы быта.
Солнце из латуни.
Собирателей такого вида произведений декоративно-прикладного искусства, как самовар, в нашей стране немало – почти в каждом российском городе или городке есть люди, отдающие свое свободное время и средства этому предмету национальной культуры. Самовар – в прошлом частица русской духовной жизни – ныне является исчезающим видом. Он фактически превратился в музейную редкость.
Как Вы пришли к идее коллекционировать самовары?
Вообще мне нравятся все изделия, которые сделал человек, а не машина. Даже в автоматическом производстве хлеба самым важным является человеческий фактор: один чан, мука, вода, печь – а хлеб получается разный. В принципе, я всю жизнь коллекционер, – признается Николай Михайлович, – всегда увлекался историей, стариной, в детстве собирал спичечные этикетки, до армии – монеты. Сейчас возобновил коллекцию монет, но собираю теперь только старинные серебряные. А на самовары, сам бог, как говорится, велел обратить внимание: это своеобразный символ моей родины, Тульского края. До 1870 года здесь было 75 самоварных фабрик. Самые известные – братьев Баташовых, Капырзиных, Воронцовых, Тейле.
История русского самовара заключает в себе огромное разнообразие объемов и конфигураций, от «малыша», рассчитанного всего на одну чашечку чая, до пятидесятилитровых гигантов, какие использовались в трактирах . В основном самовары делали из латуни, меди, томпака. Латунные самовары часто покрывали серебром (так называемым ртутным или гальваническим способом). Самовар из серебра обеззараживал воду. Были также самовары из золоченой бронзы, тульской стали, мельхиора, чугуна, хрусталя, керамики...
За латунью нужно было постоянно ухаживать: в конце XIX века самовары стали покрывать никелем, который защищает от воздействия внешней среды. К середине XIX века появилась технология выколотки, позволяющая растягивать и расколачивать податливый металл специальными инструментами, придавая ему сложнейшую форму. Ручки обязательно были деревянными. У каждого самовара был чайник для заварки, который ставился наверх, и поднос. Внешний вид самовара и художественное оформление зависели от вкуса эпохи. Самовары XVIII века были выполнены в стилистике рококо или в духе классицизма, в первой половине XIX – в стиле ампир, во второй половине сказалось влияние историзма, в начале XX века – искусства модерна. Украшали самовар литьем, чеканкой, гравировкой, эмалями, костью, перламутром, серебром, а изнутри поверхность лудили, для того, чтобы дольше сохранялось тепло, и чтобы металл не окислялся от соприкосновения с водой.
В коллекционировании самоваров, в отличие от коллекционирования, например, монет или марок, отсутствует система. Самовар делался вручную, выпускался в единичном экземпляре и мог быть прихотью мастера его изготовившего. Это было индивидуальное произведение. Долгое время за самоваром в России признавалась лишь утилитарная функция: к нему относились, прежде всего, как к предмету быта. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. В 1829 году самовар официально признан произведением декоративно-прикладного искусства. Он впервые демонстрируется на Всероссийской художественной выставке.
– Обычно на самоваре сохраняется клеймо с указанием места изготовления, а дата определяется примерно, принадлежностью к такому-то веку, – объясняет Николай Михайлович. – Медаль означает, что не данный самовар завоевал ее, а сама фабрика участвовала в выставке и получила право переносить эту медаль на любое изделие, как свой знак. Это была своего рода реклама продукции завода.
Самовар неразрывно связан с русской традицией чаепития, завезенной купцами, как известно, в XVII веке из Китая. Долгое время цена на чай была слишком высокой, не говоря уже о сахаре. Из экзотики в национальный напиток чай превратился к XIX веку. Вслед за чаем на Руси появился и «водогрейный сосуд», способный нагревать воду без помощи печи. Трудно определить, когда был создан первый русский самовар. Стремительное распространение самоваров по территории России берет свое начало из производства медной посуды на Урале , связанного с горнозаводской мануфактурной промышленностью. Статус «столицы» самовара по праву получила Тула, бывшая с XVII века одним из крупнейших центров металлообработки в Московском государстве. География самоварного производства очень велика. Кроме традиционных центров — Петербурга, Москвы, Урала, Тулы — артели умельцев работали в Костроме, Ярославле, Архангельске, Вятке и многих провинциальных городах России.
В Туле на заводе «Штамп» до сих есть цех по изготовлению самоваров. Хотя и считается, что само по себе самоварное дело – исчезнувшее искусство. Существуют и музеи, где собраны настоящие произведения этого вида русского декоративно-прикладного искусства, в том числе и советского времени.
Как вспоминает Н.М.Цыбрин, его коллекция началась с самовара фирмы Баташова – одной из крупнейших самоварных фабрик в Туле: "Потом увидел самовар у приятеля в гараже, – рассказывает Николай Михайлович. – Такая реликвия должна стоять в красном углу, и я предложил привести его в порядок. Увидев самовар через пару недель, они поразились и приняли решение отдать его мне. Третий самовар принесла сотрудница, это было 3 года назад. Вообще сказать, ни один мой самовар не был куплен – это подарки и находки, которые я отреставрировал. Собирать, покупая – это просто, но не очень интересно. Естественно имея деньги, за месяц можно собрать шикарную коллекцию – хотя антикварный самовар стоит немало: 8- 10 тысяч рублей, редкие экземпляры могут даже достигать цены в несколько тысяч долларов."
А сколько времени и средств, если не секрет, уходит на восстановление самовара?
По своему опыту скажу, что привести самовар в нормальное состояние стоит примерно 1,5-3 тысячи рублей. Все вековые самовары покрыты патиной, почерневшие и позеленевшие от времени, бывают дырявые, искореженные, хранившиеся в лучшем случае на чердаке или в сарае.
Восстановление самоваров – очень интересный, но трудоёмкий процесс. Мне в этом помогают друзья. Самое сложное процесс – отполировать, «отдраить». Вручную это очень тяжело – кто умеет, делает на станках. Нужно выправить вмятины и повреждения, укомплектовать – изготовить утерянные части. Это, как правило, ручки, краники, верхние конфорки – то есть нужен еще и токарь. Впрочем, можно кое-что поискать и на «барахолках», но это процесс не одного дня.
Если сильно хочешь заполучить тот или иной экземпляр, на это уходит 2-3 выходных, и потом неделю им занимаешься. У своих рабочих мне удалось найти только один самовар. С кем я ни знакомлюсь, у всех спрашиваю о старине, о монетах – глядишь, появится и самовар. На сегодняшний день еще остались места, где можно отыскать старинную посуду. Это глухие деревни, куда не дошел еще «Вторцветмет», отправляющий на переплавку уникальные изделия. Не зная их ценности, люди сдают раритеты во вторсырье или просто выбрасывают на свалки. Знающие люди ищут клеймо – чем больше клейм и медалей, тем про самовар больше можно узнать и правильно оценить его.
А на поддельный самовар возможно "напороться"?
Самовар подделать очень сложно, хотя есть высококвалифицированные специалисты по металлу. Могут взять самовар, который стоит 1 тысячу рублей, а клеймо поставить такое, что цена увеличится до 10 тысяч.
Хорошая коллекция требует постоянного пополнения. Не было ли у вас такого момента, когда вы подумали – хватит, надо остановиться?
Наоборот, это как-то растет внутри. Большинство людей видит мою коллекцию и говорит: сколько тут денег. Но я не собираюсь самовары продавать – это собрание для души. В моей коллекции нет дорогих выставочных вариантов, я собираю то, что было в обиходе каждого человека. для меня это даже еще не коллекция, а начало коллекции.
В Киреевске много собирателей самоваров?
Кроме меня, ни одного. В Туле я знаю несколько человек, кто занимается собиранием, реставрацией и продажей самоваров. Кстати, среди них – старый собиратель самоваров Я.Басин, которому 85 лет, и у него в коллекции 200 самоваров.
Скажите, а как семья относится к вашему увлечению?
Сначала не особо, а потом привыкли. Я коллекцию держу на заводе. Вы представьте, как я все эти свои 30 самоваров принесу домой? Хотя там и так уже есть штук 12, – улыбается Николай Михайлович. – Вообще-то, конечно, частные интересы с трудом воспринимаются в семье. Процесс собирательства сложный, для того, кто собирает серьезные вещи – это еще и трата денег. И времени не всегда хватает. Но ведь собирательство – это еще и мечта: увидел какой-то экземпляр в справочнике, энциклопедии, хочется найти его.
Вы, кстати, сами пьете чай из своих самоваров?
Сейчас же все нужно делать быстро. А в старину чай пили не спеша, даже для того, чтобы нагреть самовар, требовалось от 40 до 50 минут. Чаепитие было своего рода ритуальным действом, праздником. Это был длительный процесс – за один раз выпивалось по 15-20 чашек чая. Особенно хорош самовар после бани. Чай на Руси пили из блюдечка, с сахаром «вприкуску». Использовали рафинад, а песок покупали только для кухни – от него чай становился мутным. Кипяток из старинного дровяного самовара действительно имел совсем иной вкус . Дорожный самовар всегда был неотъемлемым спутником русского человека. Я иной раз беру самовар на природу, на шашлыки.
Есть у Вас фирменный рецепт заваривания чая?
Испокон веков на Руси пили чаи из трав, больше как лечебные. Чай – это заварка, не обязательно лист. В деревнях не было настоящего листового чая: собирали зверобой, липу, чабрец, мяту, заваривали фрукты. Любое дело – целая наука, будь то русская баня, запаривание веника или заваривание чая. Мне нравится экспериментировать с подбором трав, ведь свой собственный рецепт можно получить только методом опробования. Можно собрать летом листья смородины, малины, и зимой заварить их, ведь летом их аромат не так заметен в насыщенном запахами воздухе.
Знаете, когда мне приносят старый, грязный самовар, я никогда не отказываюсь, даже если у меня такой уже есть. Все равно – беру и привожу его в нормальный вид. Потому что, просто хочется сохранить и оставить на память кому-то нашу историю, – заключает Николай Михайлович.
Самовар, по мнению директора ОАО «Киреевский хлебозавод» Цыбрина Николая Михайловича, – это не только исконно русский символ дома, семьи, домашнего уюта, но и память, ностальгия по целой эпохе, по ушедшей усадебной России.
Как Вы пришли к идее коллекционировать самовары?
Вообще мне нравятся все изделия, которые сделал человек, а не машина. Даже в автоматическом производстве хлеба самым важным является человеческий фактор: один чан, мука, вода, печь – а хлеб получается разный. В принципе, я всю жизнь коллекционер, – признается Николай Михайлович, – всегда увлекался историей, стариной, в детстве собирал спичечные этикетки, до армии – монеты. Сейчас возобновил коллекцию монет, но собираю теперь только старинные серебряные. А на самовары, сам бог, как говорится, велел обратить внимание: это своеобразный символ моей родины, Тульского края. До 1870 года здесь было 75 самоварных фабрик. Самые известные – братьев Баташовых, Капырзиных, Воронцовых, Тейле.
История русского самовара заключает в себе огромное разнообразие объемов и конфигураций, от «малыша», рассчитанного всего на одну чашечку чая, до пятидесятилитровых гигантов, какие использовались в трактирах . В основном самовары делали из латуни, меди, томпака. Латунные самовары часто покрывали серебром (так называемым ртутным или гальваническим способом). Самовар из серебра обеззараживал воду. Были также самовары из золоченой бронзы, тульской стали, мельхиора, чугуна, хрусталя, керамики...
За латунью нужно было постоянно ухаживать: в конце XIX века самовары стали покрывать никелем, который защищает от воздействия внешней среды. К середине XIX века появилась технология выколотки, позволяющая растягивать и расколачивать податливый металл специальными инструментами, придавая ему сложнейшую форму. Ручки обязательно были деревянными. У каждого самовара был чайник для заварки, который ставился наверх, и поднос. Внешний вид самовара и художественное оформление зависели от вкуса эпохи. Самовары XVIII века были выполнены в стилистике рококо или в духе классицизма, в первой половине XIX – в стиле ампир, во второй половине сказалось влияние историзма, в начале XX века – искусства модерна. Украшали самовар литьем, чеканкой, гравировкой, эмалями, костью, перламутром, серебром, а изнутри поверхность лудили, для того, чтобы дольше сохранялось тепло, и чтобы металл не окислялся от соприкосновения с водой.
В коллекционировании самоваров, в отличие от коллекционирования, например, монет или марок, отсутствует система. Самовар делался вручную, выпускался в единичном экземпляре и мог быть прихотью мастера его изготовившего. Это было индивидуальное произведение. Долгое время за самоваром в России признавалась лишь утилитарная функция: к нему относились, прежде всего, как к предмету быта. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. В 1829 году самовар официально признан произведением декоративно-прикладного искусства. Он впервые демонстрируется на Всероссийской художественной выставке.
– Обычно на самоваре сохраняется клеймо с указанием места изготовления, а дата определяется примерно, принадлежностью к такому-то веку, – объясняет Николай Михайлович. – Медаль означает, что не данный самовар завоевал ее, а сама фабрика участвовала в выставке и получила право переносить эту медаль на любое изделие, как свой знак. Это была своего рода реклама продукции завода.
Самовар неразрывно связан с русской традицией чаепития, завезенной купцами, как известно, в XVII веке из Китая. Долгое время цена на чай была слишком высокой, не говоря уже о сахаре. Из экзотики в национальный напиток чай превратился к XIX веку. Вслед за чаем на Руси появился и «водогрейный сосуд», способный нагревать воду без помощи печи. Трудно определить, когда был создан первый русский самовар. Стремительное распространение самоваров по территории России берет свое начало из производства медной посуды на Урале , связанного с горнозаводской мануфактурной промышленностью. Статус «столицы» самовара по праву получила Тула, бывшая с XVII века одним из крупнейших центров металлообработки в Московском государстве. География самоварного производства очень велика. Кроме традиционных центров — Петербурга, Москвы, Урала, Тулы — артели умельцев работали в Костроме, Ярославле, Архангельске, Вятке и многих провинциальных городах России.
В Туле на заводе «Штамп» до сих есть цех по изготовлению самоваров. Хотя и считается, что само по себе самоварное дело – исчезнувшее искусство. Существуют и музеи, где собраны настоящие произведения этого вида русского декоративно-прикладного искусства, в том числе и советского времени.
Как вспоминает Н.М.Цыбрин, его коллекция началась с самовара фирмы Баташова – одной из крупнейших самоварных фабрик в Туле: "Потом увидел самовар у приятеля в гараже, – рассказывает Николай Михайлович. – Такая реликвия должна стоять в красном углу, и я предложил привести его в порядок. Увидев самовар через пару недель, они поразились и приняли решение отдать его мне. Третий самовар принесла сотрудница, это было 3 года назад. Вообще сказать, ни один мой самовар не был куплен – это подарки и находки, которые я отреставрировал. Собирать, покупая – это просто, но не очень интересно. Естественно имея деньги, за месяц можно собрать шикарную коллекцию – хотя антикварный самовар стоит немало: 8- 10 тысяч рублей, редкие экземпляры могут даже достигать цены в несколько тысяч долларов."
А сколько времени и средств, если не секрет, уходит на восстановление самовара?
По своему опыту скажу, что привести самовар в нормальное состояние стоит примерно 1,5-3 тысячи рублей. Все вековые самовары покрыты патиной, почерневшие и позеленевшие от времени, бывают дырявые, искореженные, хранившиеся в лучшем случае на чердаке или в сарае.
Восстановление самоваров – очень интересный, но трудоёмкий процесс. Мне в этом помогают друзья. Самое сложное процесс – отполировать, «отдраить». Вручную это очень тяжело – кто умеет, делает на станках. Нужно выправить вмятины и повреждения, укомплектовать – изготовить утерянные части. Это, как правило, ручки, краники, верхние конфорки – то есть нужен еще и токарь. Впрочем, можно кое-что поискать и на «барахолках», но это процесс не одного дня.
Если сильно хочешь заполучить тот или иной экземпляр, на это уходит 2-3 выходных, и потом неделю им занимаешься. У своих рабочих мне удалось найти только один самовар. С кем я ни знакомлюсь, у всех спрашиваю о старине, о монетах – глядишь, появится и самовар. На сегодняшний день еще остались места, где можно отыскать старинную посуду. Это глухие деревни, куда не дошел еще «Вторцветмет», отправляющий на переплавку уникальные изделия. Не зная их ценности, люди сдают раритеты во вторсырье или просто выбрасывают на свалки. Знающие люди ищут клеймо – чем больше клейм и медалей, тем про самовар больше можно узнать и правильно оценить его.
А на поддельный самовар возможно "напороться"?
Самовар подделать очень сложно, хотя есть высококвалифицированные специалисты по металлу. Могут взять самовар, который стоит 1 тысячу рублей, а клеймо поставить такое, что цена увеличится до 10 тысяч.
Хорошая коллекция требует постоянного пополнения. Не было ли у вас такого момента, когда вы подумали – хватит, надо остановиться?
Наоборот, это как-то растет внутри. Большинство людей видит мою коллекцию и говорит: сколько тут денег. Но я не собираюсь самовары продавать – это собрание для души. В моей коллекции нет дорогих выставочных вариантов, я собираю то, что было в обиходе каждого человека. для меня это даже еще не коллекция, а начало коллекции.
В Киреевске много собирателей самоваров?
Кроме меня, ни одного. В Туле я знаю несколько человек, кто занимается собиранием, реставрацией и продажей самоваров. Кстати, среди них – старый собиратель самоваров Я.Басин, которому 85 лет, и у него в коллекции 200 самоваров.
Скажите, а как семья относится к вашему увлечению?
Сначала не особо, а потом привыкли. Я коллекцию держу на заводе. Вы представьте, как я все эти свои 30 самоваров принесу домой? Хотя там и так уже есть штук 12, – улыбается Николай Михайлович. – Вообще-то, конечно, частные интересы с трудом воспринимаются в семье. Процесс собирательства сложный, для того, кто собирает серьезные вещи – это еще и трата денег. И времени не всегда хватает. Но ведь собирательство – это еще и мечта: увидел какой-то экземпляр в справочнике, энциклопедии, хочется найти его.
Вы, кстати, сами пьете чай из своих самоваров?
Сейчас же все нужно делать быстро. А в старину чай пили не спеша, даже для того, чтобы нагреть самовар, требовалось от 40 до 50 минут. Чаепитие было своего рода ритуальным действом, праздником. Это был длительный процесс – за один раз выпивалось по 15-20 чашек чая. Особенно хорош самовар после бани. Чай на Руси пили из блюдечка, с сахаром «вприкуску». Использовали рафинад, а песок покупали только для кухни – от него чай становился мутным. Кипяток из старинного дровяного самовара действительно имел совсем иной вкус . Дорожный самовар всегда был неотъемлемым спутником русского человека. Я иной раз беру самовар на природу, на шашлыки.
Есть у Вас фирменный рецепт заваривания чая?
Испокон веков на Руси пили чаи из трав, больше как лечебные. Чай – это заварка, не обязательно лист. В деревнях не было настоящего листового чая: собирали зверобой, липу, чабрец, мяту, заваривали фрукты. Любое дело – целая наука, будь то русская баня, запаривание веника или заваривание чая. Мне нравится экспериментировать с подбором трав, ведь свой собственный рецепт можно получить только методом опробования. Можно собрать летом листья смородины, малины, и зимой заварить их, ведь летом их аромат не так заметен в насыщенном запахами воздухе.
Знаете, когда мне приносят старый, грязный самовар, я никогда не отказываюсь, даже если у меня такой уже есть. Все равно – беру и привожу его в нормальный вид. Потому что, просто хочется сохранить и оставить на память кому-то нашу историю, – заключает Николай Михайлович.
Фото с сайта moikompas.ru
Источник | |
|
28.03.10 Просмотров: 4297 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |