Японский антикварный фарфор
История японского фарфора
Сначала китайским секретом производства фарфора овладели корейцы. Они же открыли в Японии первые мастерские, в которых изготовляли фарфор.
В течение всего 14 века в Японии готовили технологическую основу для производства фарфора. Япония часто вела сражения за новые территории и в 15-16 веке совершала частые набеги на Корею, в результате чего пленяли и вывозили на острова опытных корейских керамистов, которые стали наставниками японских гончаров. Формула китайского стала известна японцам в 16 веке.
Как часто бывает при освоении новых технологий, ремесленники и художники сначала повторяли, копировали произведения признанных мастеров, чтобы понять, прочувствовать все тонкости процесса. И поэтому, ранний японский фарфор был очень похож на китайский и корейский. А потом, постепенно, в японском фарфоре вырисовались свой неповторимые стили, по которым эту прекрасную керамику узнают по сей день.
До 19 века фарфор Японии был доступен только знати, а простые люди пользовались обычной глиняной и деревянной лаковой посудой.
БОльшая часть фарфоровых изделий шла на экспорт. И получилось, что основным покупателем японского фарфора стали иностранцы. Производитель ориентировался на вкус основной части потребителей, то есть — европейцев. И поэтому, оказалось, что не только китайское и корейское искусство, но и европейские вкусы оказали огромное влияние на развитие японского фарфорового искусства.
Поэтому, искать антикварный японский фарфор следует в Европе, а не в Японии.
Особенность японских фарфоровых тарелок
Интересно, что многие японские фарфоровые тарелки расписаны не только по лицевой поверхности, но и с обратной стороны. Где-то основной узор переходит на изнанку, а где-то есть только контуры основного цвета росписи, как набросок основного узора.
Фарфор Арита
На севере острова Кюсю, вблизи г. Арита японцы открыли месторождение каолина (сырья для производства фарфора), поэтому именно этот город стал центром фарфорового производства в Японии.
Фарфор Арита — белый, его расписывали синей подглазурной росписью. У японцев он получился прочнее китайского, но зато легко царапался.
Сюжеты фарфора Арита часто повторяют китайские узоры (позднего периода Мин), но в своем, японском стиле.
Фон узора Ариты обычно заполнял плотный и сложный рисунок.
Отличительной особенностью фарфоровых ваз и кувшинов Арита было то, внутренняя часть горлышка могла быть грубоватой, глазурь на нем — неровной, как и поверхность края, а неглазурованный край обладал розоватым оттенком.
Внизу сосудов Арита традиционно был небольшой валик или утолщение. А ко дну могли прилипнуть кусочки гравия, потому что эту посуду часто обжигали на нем.
Фарфор Имари
Японцы экспортировали фарфор через порт Имари, располагавшийся недалеко от Ариты. Это же название получил фарфор Имари, который отличала сочная яркая роспись темно-синей и кирпично-красной краской. К этой палитре добавляли золото, желтый, зеленый и, иногда, бирюзовый и фиолетовый цвет.
Интересно, что основная часть рисунка фарфора Имари — рельефная, ощущается под рукой. И только красный цвет ложится гладко.
В фарфоре Имари узоры крупных предметов и посуды напоминают тканевый.
А поздние фарфоровые изделия в стиле Имари расписывали сплошным узором, преимущественно, в красных тонах.
Стиль фарфора Имари копировали мастера Англии, Китая и Голландии.
Фарфор Имари: тарелка, период 1860-1900 г.г.
Фарфор Имари: блюдо
Фарфор Имари: миска
Фарфор Имари: ваза
Фарфор Какиэмон
Этот вид японского фарфора назван по имени местного художника 18 века — Сакайды Какиэмона. Именно он стал автором стиля полихромной (разноцветной) росписи фарфора эмалевыми красками.
Редкий ассиметричный цветной узор Какиэмон ложится на молочно-белый фарфоровый черепок фарфора.
Цветовая гамма рисунка Какиэмон: красный, оранжевый, голубой, бирюзовый, желтый и фиолетовый.
Фарфор в стиле Какиэмон традиционно был небольших размеров — чайнички, миски, блюда и вазы с нежными узорами.
Европейцы копировали стиль Какиэмон в продукции фабрик Мейсена, Чейси, Шантийи и Боу.
Фарфор Какиэмон: тарелка расписана с двух сторон
Фарфор Какиэмон: чайник
Фарфор Какиэмон: ваза
Фарфор Какиэмон: ваза, 17 век
Фарфор Кинкозан
Японский фарфор Кинкозан назван по имени семьи гончаров, чья мастерская располагалась неподалеку от Сацумы. Кинкозан был разным по качеству, и грубоватый, неаккуратно раскрашенный, и изящный, с тонкими высокохудожественными рисунками, изображавшими воинов.
Кинкозан легко спутать с фарфором Сацумы, но можно ориентироваться на отличительные признаки Кинкозана:
- наличие медальонов (вставок, картушей). Внутри них часто изображались бытовые сценки;
- густое покрытие фарфора позолотой. Которая легко отшелушивается;
- подпись художника на фарфоре;
- основной ассортимент изделий: сосуды для благовоний, вазы для цветов и декоративные панно;
Фарфор Кинкозан: блюдо
Фарфор Кинкозан: ваза, 1900 г.
Фарфор Кинкозан: ваза
Фарфор Сацума (Сатсума)
Фарфор Сацума (Satsuma) производился и высшего качества, и вполне посредственного, но доступного по цене. В Сацуме было налажено большое экспортное производство, поэтому, этот вид японского фарфора хорошо известен в мире.
Фарфор Сацума был кремового цвета (слоновой кости) с небольшими трещинками, глазурь — кракле. Поверх фарфора наносили толстый слой эмали, а потом покрывали его позолотой.
Основные сюжеты росписи фарфора Сацума — жанровые сценки, фигурки ремесленников за работой, пейзажи, цветы, животные, фигурки гейш, воинов и святых.
На лучших изделиях Сацума можно встретить подпись мастера или его клеймо.
Фарфор Сацума: пиала, 19 век
Фарфор Сацума: блюдо с рисунком в рамке из пионов
Фарфор Сацума: вазы для цветов, 19 век
Фарфор Сацума: ваза для цветов
Сервиз вы можете купить у владелицы: marakana_2007@mail.ru
Фарфор Сацума: клеймо, (крестик в круге) указывает на клан Шимазу, управляющих Сацумой
Фарфор Сацума: ваза, роспись, эмаль, позолота. Япония, около 1910 года(?), высота 24,5 см, диаметр 15,5 см.
Фарфор Кутани
Фарфор Кутани — очень тонкий, как яичная скорлупа. Его активно экспортировали в Европу и США. Изделия Кутани тоже бывают разного уровня качества — от скромного до среднего.
Отличительные особенности фарфора Кутани
Роспись фарфора, изготовленного в технике Кутани — эмалевая надглазурная.
Основная палитра: рыже-красная, местами с позолотой, с черными, темно-синими, или серыми деталями.
Основные сюжеты фарфора Кутани: фигурки в пейзаже, гейши, деревья, цветы и птицы.
Фарфор Кутани: миска
Фарфор Кутани: сахарница
Фарфор Кутани: блюдо
Фарфор Кутани: блюдо
Фарфор Набесима
Набесимой назывался клан, правивший областью Японии, частью которой была Арита. И в период с 1650 по 1870 г. там делали фарфор только только для членов семьи, то есть — немного. Поэтому, фарфор Набесима редок, и высоко ценится.
На вид Набесима — серовато-белый, он покрыт серой или голубоватой глазурью. Клейма на нем не ставили. Основной мотив орнамента: цветы и листья.
Фарфор Набесима: блюдо
Фарфор Хирадо
Керамические изделия Хирадо — это, больше частью, даже не посуда, а фарфоровые статуэтки детей и животных, рыбок, собачек, драконов, уток и святых.
У фарфора Хирадо чистый белый черепок, его текстура похожа на сахарную глазурь (как на куличах или песочных пирожных).
А сверху изделия в технике Хирадо покрывали мягкой глазурью с голубоватым отсветом.
Детали фарфоровых фигурок Хирадо могли оттенять красно-коричневой эмалью.
Предметы быта и часть фарфоровых статуэток мастера Хирадо расписывали в сине-белой гамме.
Сюжеты рисунков на фарфоровых изделиях изображали детишек, пейзажи с соснами, растительный и геометрический орнамент.
Меня, например, больше всего поразило разнообразие японских собачек, запечатленных в фарфоре. Наверное, там их очень любили.
Фарфор Хирадо:
Фарфор Хирадо: статуэтки собак
Фарфор Хирадо: статуэтка дракона, 1755-75 г.г.
Наталья Грекова
18.03.15 21746
Япония.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |