В экспозиции Военно-исторического музея Псковской области появились новые экспонаты
Среди них два автомобиля - это советский внедорожник ГАЗ-69 и первый легковой послевоенный автомобиль - «Москвич-401».
«Козлик», он же - «ГАЗик»
Легкие внедорожные машины ГАЗ-69 Ульяновский автомобильный завод (так он стал называться с 1947-го) начал осваивать в конце 1954 года. Аббревиатура внедорожника объясняется тем, что изначально его постройкой ведал ГАЗ, и только после решения Минавтопрома о специализации УАЗа на полноприводных легковых моделях и грузовиках на их базе данное производство было передано в Ульяновск.
 
 Машины были спроектированы на ГАЗе под руководством Григория 
 Вассермана. Первый опытный образец был готов к октябрю 1947 года, но 
выпуск новой модели удалось начать лишь пятью годами позже... УАЗ в те 
годы был достаточно слабым предприятием. Его КБ находилось в зачаточном 
состоянии, экспериментальный цех практически отсутствовал, а многие узлы
 для своих «полуторок» завод получал из Горького. 
 
 Перед началом производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А в Ульяновск поступила не 
только вся техническая документация, но и часть оборудования. Но и этим 
дело не ограничилось - на завод пришли и газовские специалисты, имевшие 
немалый опыт в конструировании машин повышенной проходимости. В их числе
 и главный конструктор Петр  Музюкин.
 Планировалось создать на базе ГАЗ-69 целое семейство унифицированных автомобилей повышенной проходимости.
 Сильными сторонами ГАЗ-69 в первую очередь были высокая технологичность
 и простота конструкции. Машина зарекомендовала себя настолько надежной и
 выносливой, что в 1962 году ее выпуск был развернут на заводе в г. 
Дыкчхоне (Северная Корея) и на машиностроительном предприятии IMM в 
румынском городе Кымпулунг. В последнем случае внедорожник назывался 
М461 и имел более мощный (77 л.с.) верхнеклапанный двигатель. В отличие 
от советского аналога румынская машина комплектовалась 
четырехступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на трех высших 
ступенях, штампованно-сварными мостами типа «Банджо» и телескопическими 
амортизаторами. 
  А поскольку М461 поступали и на экспорт (в частности, на те рынки, где
 продавались ГАЗ-69), то и ульяновские внедорожники получили 65-сильный 
нижнеклапанный мотор ГАЗ-21Г (экспортная модификация имела обозначение 
ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ). 
 Английский эксперт по машинам повышенной проходимости Джек Джексон в 
своей «Книге о четырехколесном внедорожном приводе», вышедшей в 1982 
году, так охарактеризовал ГАЗ-69: «Дешевая и продуманная старомодная 
конструкция, которую без труда может поддерживать на ходу 
малоквалифицированный и плохо экипированный механик. Отсюда ее 
популярность в очень бедных странах. Если же сравнивать ГАЗ-69 со 
сменившим его УАЗ-469, то первый несомненно более надежен».  
 
 Почти «Опель»
Реставрацию второго экспоната, «Москвича-401», музейщики только что завершили. Он, как и внедорожник, пополнит экспозицию транспортных средств на «линии Сталина». «Москвич-401» был первым послевоенным советским легковым автомобилем, запущенным в серийное производство для нужд народного хозяйства нашей страны. Выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМЛ, так с 1945 - 1968 гг. назывался АЗЛК). «Москвич 400-401» с модификациями производился с 1946 по 1956 гг., являлся модернизацией автомобиля Opel Kadet, выпускавшегося в Германии перед Второй мировой войной (в 1937-1940 гг.).
 
Конструкция автомобиля «Москвич-400» была скопирована с «Опель Кадет К-38», все необходимое технологическое оборудование и станки были вывезены из Германии с завода «Опель» из города Рюссельсхайм. Хотя «К-38» - довоенная модель 1938 года, он имел достаточно современную конструкцию и был хорошо приспособлен для серийного производства, что позволило уже в начале декабря 1946 года собрать первый «Москвич-400».
Автомобиль имел несущую конструкцию кузова, независимую подвеску передних колес, гидравлический привод тормозов. Четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 1074 куб. см, развивает мощность 23 л.с. при 3600 об/мин. Невысокая степень сжатия - 5.8 позволяет использовать низкооктановый бензин А-66. При снаряженной массе в 855 кг наибольшая скорость «Москвича-400» составляет - 90 км/час.
 
По принятой заводом системе обозначения - «400», это модель двигателя, модель кузова обозначалась дополнительно и первоначально выпускаемому седану соответствовал индекс - «420».
Московский завод малолитражных автомобилей постоянно наращивал производство, ведя работы по модернизации и созданию новых машин. Всего с 1946 по 1956 годы было выпущено 247439 автомобилей модели «400» и «401», они пользовались большой популярностью. И в наши дни спрос среди коллекционеров и реставраторов на «Москвичи» очень велик, для многих он стал пропуском в мир старинных автомобиле.
Александр Федоров, фото автора, Псковская Лента Новостей
11.04.12 3260
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
| Всего комментариев: 0 | |