Жизнь с насекомыми: Как связаны между собой мифы о божествах и... жуки?
— Я тут же выбросил их на берег, — вспоминает Павел Григорьевич. — Правда, спасти рыбку мне не удалось, ее изрядно покусали насекомые, но один из жуков-скоморохов — это были именно они — стал первым экспонатом моей коллекции. С тех пор Павел серьезно заинтересовался биологией и планировал связать свою жизнь с этой интересной наукой. А родители распорядились иначе. Отец был полковником милиции и настоял, чтобы сын продолжил династию: поступил в Российский институт внутренних войск. Но об увлечении Павел не забывал. Любая его вылазка на природу заканчивается пополнением коллекции новыми экспонатами. Например, дровосека-дубильщика он поймал на военных сборах в курсантские годы. Каждое насекомое — это воспоминание о конкретном месте и времени.
— Был случай, когда мне не удалось обзавестись приглянувшимся жуком, — улыбается Павел Григорьевич. — Однажды на построении я заметил, что на фуражку командира батальона приземлился долгоносик редкой породы. Я очень хотел подойти и снять его. И все-таки остался стоять в строю. Кстати, этого экземпляра в моей коллекции нет до сих пор. Как же так случилось, что военный человек, коллекционирующий насекомых, стал доктором философских наук? По окончании учебы в Российском институте внутренних войск новоиспеченного лейтенанта отправили служить в Таллин, он стал заместителем командира конвойной роты. Именно здесь, в среде заключенных, Павел Григорьевич почувствовал острую нехватку философских знаний. В поисках ответа на вопрос, в чем смысл жизни, он стал читать специализированную литературу. По ночам на дежурствах и в караулах самостоятельно изучал философские труды великих мыслителей. А вернувшись на родину, защитил диссертацию по истории философии.
Дослужившись до подполковника, Павел Григорьевич оставил военное дело и полностью посвятил себя науке. Сейчас читает курсантам Академии МВД Республики Беларусь лекции по философии и основам идеологии белорусского государства. — Если говорить о смысле жизни, то для меня он заключается в самореализации, — продолжает мой собеседник. — Думаю, редкий человек может похвастаться тем, что полностью реализовал себя. Ведь жизнь — это бесконечный процесс личностного роста. Я не могу сказать, что раскрыл все свои возможности, и по-прежнему в поиске. Руководствуясь этим философским убеждением, Павел Григорьевич и осуществил давнюю мечту стать биологом, собирая коллекцию. А увлечение жуками и бабочками заставило любознательного коллекционера заняться изучением... мифов о языческих божествах.
В чем же связь между насекомыми и древними преданиями? Многие жуки по принципу сходства названы в честь богов. Например, жук-геркулес получил такое название из-за своих размеров — до 18 см, а рог жука-нептуна напоминает трезубец повелителя вод. Павел Григорьевич утверждает, что мифы используют не только в названиях насекомых. Образы из сказаний о богах и героях в повседневной жизни встречаются довольно часто, например в рекламе. У студентов Института журналистики БГУ Павел Мартысюк даже ведет спецкурс, посвященный этой теме. Кстати, с журналистикой его связывает не только преподавание. Павел Григорьевич выпускает научно-теоретический журнал "Чалавек. Грамадства. Свет”. На мой вопрос, есть ли еще что-то, чего мы не знаем о Павле Мартысюке, мой собеседник улыбается: — У каждого человека должна быть та сторона жизни, которая известна только ему.
Павел Григорьевич не берется назвать, сколько всего насекомых ему удалось собрать: его приоритет "редкость”, а не "количество”. В коллекции представлены все жуки, занесенные в Красную книгу Беларуси, есть и редкие экземпляры, привезенные из-за рубежа. Здесь и восьмисантиметровый жук-олень — самый большой в нашей стране, и большезуб рогатый размером с ладонь, которого доставили Павлу из Венесуэлы.
18.09.10 2460
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |