Первая в России выставка старообрядческих икон Ветки и Стародубья из уникальной коллекции Светланы и Уго Риццо открылась в казенной палате Музее фресок Дионисия.
Светлана и Уго живут на две страны, а их любовь к иконам «длится» более 15 лет.
«Первый раз Уго принёс домой три иконы, – рассказывает его жена Светлана. – Мы тогда в них ничего не понимали, ему сказали, что они достаточно редкие, а позже выяснилось, что их создает местный художник. После этой истории мы стали много читать о памятниках древнерусского искусства. Позднее появились в нашей коллекции иконы из Вологды, Великого Устюга, но особенные чувства мы испытываем к старообрядческим иконам Ветки и Стародубья».
Именно малоизученная до сих пор коллекция Ветки и Стародубья явилась миру в Ферапонтове.
На открытии выставки в Музее фресок Дионисия присутствовало российское научное сообщество, а также коллекционеры и антиквары из России, Латвии, Италии. Искусствовед, редактор журнала «Антиквариат» Михаил Чернов рассказал:
«Со Светланой и Уго я познакомился очень давно на вернисаже. Они рассказали, что собирают коллекцию икон, и я предложил им делать акцент на определённом регионе, чтобы иконы имели не только духовную ценность, но ещё и научную. Уже тогда они сказали, что им нравится Ветка, и решили, что будут собирать именно её. Я их выбор одобрил и в течение всей жизни помогал советами. Теперь Уго и Риццо имеют в своей коллекции около 50 икон».
Ветка – небольшой остров на реке Сож (территория Речи Посполитой, ныне Гомельская область Белоруссии), называемый так по проливу, окружающему его и составляющему ветвь реки, и Стародубье (современные территории Брянской области в России и Черниговской области в Украине) являются одними из важнейших центров старообрядчества. Именно этот край в конце XVII – XVIII веков стал пристанищем для подвергавшихся жестоким преследованиям противников царской власти и нововведений патриарха Никона.
История этих мест – от заселения и появления там первых священников до времени борьбы с раскольниками и строительства Покровской церкви, единственной церкви старообрядцев, а также её разбора, гонений насельников – собрана воедино и представлена на выставке в Музее фресок Дионисия.
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Ирина Бусева-Давыдова о коллекции Светланы и Уго Риццо сказала: «Ни в России, нигде в мире нет коллекции икон этой эпохи. А у наших друзей есть! Почему итальянцы собирают русские иконы? Наверное, потому, что они чувствительны вообще к любому искусству!»
«До недавнего времени Ветка оставалась белым пятном. Огромное количество ветковских икон в силу близости границ оказались за рубежом. Они пополнили собрания Германии, Италии… Благодаря этой коллекции, представленной в Музее фресок Дионисия, мы можем не только увидеть, что такое Ветка и Стародубье, но и ознакомиться с информацией, которую собрали коллекционеры. Более подробного свода о коллекции старообрядческих икон юго-запада не предоставлял никто», – отмечают искусствоведы.
Итальянцы Риццо впервые представили свою коллекцию общественности: «Ветковские мастера изготавливали исконные доски без ковчега, обычно из древесины мягких пород (осина, толь). Как правило, фон и поля покрывались золотом, по которому методом цировки наносились различные узоры; иногда применялось имитационное золочение. Использование цировки и других живописных приёмов на золоте: черневой росписи, проскребки и цветных лаков – говорит о знакомстве местных иконописцев с памятниками иконописи Оружейной палаты и подражании им».
Выставка работает в музее все лето, а затем вернется в Италию.
29.06.17 2016
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |