Выставка «Образ медный старинный» в Белгороде
в зале иконописи Белгородском государственном художественном музее состоялось открытие выставки «Образ медный старинный» – медного художественного литья XVI –XX вв. из собрания белгородского коллекционера.
Среди увлечений коллекционера – собирательство российского медного литья и старых книг. Подлинной жемчужиной собрания коллекционера является собрание художественного литья России прошлых веков, а также Византии.
В составе коллекции литья: иконы богоматери («Казанская», «Тихвинская», «Феодоровская», «Богоматерь «Всех скорбящих Радость», «Знамения» и др.), «Спаса Вседержителя», «Святителя Николая Чудотворца», «Чудо Георгия о змие»; крест-распятие (с херувимами), кресты киотные; кресты нательные; складни двухстворчатые и трехстворчатые; панагии, изготовленные в Новгороде, Москве, Московской губернии, на Урале и на Русском Севере.
Выставка продолжит свою работу до 29 сентября.
А.Витохин, belkult.ru
Интересно, что почти на всех из представленных экспонатов отсутствует клеймо. Известен только один автор – московский мастер-чеканщик конца XIX века Родион Семёнович Хрусталёв. В «Образ старинный медный» вошли его красивые бронзовые кресты с рельефом и многоцветными эмалями. Присмотритесь, будут видны монограммы мастера «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.» или «Р.Х.».
Неподалёку от них расположены древнерусские энколпионы IX–XIV веков различных конфигураций. Двустворчатые с подвижным оглавием, внутри этих крестов находились частицы мощей или других святынь. А носили их на груди. Как и похожие на них по конструкции – две круглые створки, соединённые шарниром, – образцы путной панагии «Богоматерь Знамение. Троица». Иконка в виде медальона, в ней верующие хранили частицы богородичного хлеба.
Вы увидите и многие вариации нательных иконок. Во времена гонений на старообрядцев микроформы (легко спрятать под одеждой), прочность материала (медные, не деревянные) были напрямую связаны с выживанием. Молельни устраивали подпольные, культовую утварь делали мобильной. Хотя ещё задолго до реформ патриарха Никона и церковного раскола возникла эстетика многостворчатых складней и многочастных икон, как и нательных иконок, отмечает рассказчик. Наши предки брали их с собой в дорогу. Отсюда пошло понятие путевой иконы.
01.09.15 2506
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |