Выставка о собирательской деятельности знаменитого русского художника-авангардиста Михаила Федоровича Ларионова (1881–1964).
М.Ларионов и Н.Гончарова покинули Россию в 1915 году, присоединившись к гастролировавшей в Западной Европе балетной труппе С.П.Дягилева, для которой они создавали костюмы и декорации, и навсегда остались в Париже.
Название выставки – цитату из У.Шекспира:ВЕСЬ МИР – ТЕАТР...можно понимать буквально: выставка отражает интерес М.Ларионова к истории театра, танца, костюма, цирку и представляет работы со всего мира.
Важным мотивом собирательства для мастера была его профессиональная деятельность как художника театра, для которой гравюра служила источником ярких визуальных впечатлений и новых технических приемов.
На выставке экспонируется около 300 работ – малая часть собрания печатной графики М.Ларионова, общее количество которой приближается к 10 тысячам листов. Диапазон собирательских интересов художника был очень широк.
Произведения Ж.Калло или Утамаро соседствуют в его коллекции с иллюстрациями из пособий по рукопашному бою, фехтованию и проведению рыцарских турниров, журнальной литографией и ксилографией второй половины XIX века, модными картинками, игрушками, образцами промышленного дизайна, гелиогравюрами, олеографиями и пр.
Экспозиция состоит из разделов, отражающих разнообразие коллекции.
Раздел "Необыкновенное путешествие" познакомит с афишами середины XVIII – начала ХХ веков, напечатанными в разных странах и приглашающими увидеть различные зрелища: цирк, фокусы, театр, танец. Зритель посмотрит «оптические виды» городов мира и совершит путешествие «по странам и континентам» примерно так, как это мог сделать в старину обычный зевака с ярмарочной площади.
Раздел "Весь мир – театр" посвящен гравюре Западной Европы начала XVI–XVIII веков. Он знакомит с основными европейскими гравировальными техниками и отражает театрализованную, зрелищную природу европейского искусства того времени, проявляющуюся в разных формах в исторической и религиозной композиции, пейзаже и интерьере, бытовом жанре, портрете и пр.
"La vie parisienne" представлена в образах, созданных классической французской сатирической литографией и ксилографией середины XIX века. Это сцены из жизни артистов, художников и циркачей, завсегдатаев оперных лож и обитателей закулисья, балы и маскарады, вариации на вечную тему "талантов и поклонников" – миф о жизни французской богемы, созданный самими французами.
Русскому искусству гравюры отдан раздел "…И дым отечества…". Его украшает превосходная серия литографий начала XIX века с изображениями типов петербургских простолюдинов – мастеровых, разносчиков, торговцев. Здесь представлены разнообразные материалы по истории лубка: народные картинки XVIII – второй половины XIX века, а также варианты авторских лубков первых двух десятилетий ХХ века: старообрядческий лубок, лубок двух войн – Первой мировой и Гражданской.
Раздел "В ритме танца" посвящен изображению танцев различных народов мира в гравюрах европейских художников конца XVIII – начала ХХ веков. В центре его – серия колорированных акварелью итальянских акватинт, несущих в себе дыхание поэтики романтизма. Дополняют раздел материалы к иконографии двух блистательных танцовщиц классического балета 1820–1840-х годов – М.Тальони (лирический танец) и Ф.Эльслер (характерный танец).
"Но Запад есть Запад, Восток есть Восток…": древняя восточная культура увиденная глазами европейцев – художников первой половины ХХ века. В разделе представлены литографии друга М.Ларионова и Н.Гончаровой, английского художника Ч.Ф.Винцера (Индия, китайский традиционный театр) и листы из альбома "Кабуки" А.Е.Яковлева.
До 26.09.2010
Третьяковская галерея. Главное здание
Лаврушинский переулок, 10
artgals.info
08.03.10 1975
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |