Выдающаяся пара фарфоровых ваз на русских торгах Christie’s
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург,
эпоха правления Николая I, 1835 и 1836 гг.
Высота: 137,2 см, включая постамент
Christie’s. 28.11.11
Эстимейт: 1,7–2,2 миллиона фунтов
Источник: пресс-релиз Christie’s
Бесспорным фаворитом предстоящей русской недели в Лондоне станет выдающаяся пара ваз с ручками, созданных на Императорском фарфоровом заводе (эстимейт 1,7–2,2 миллиона фунтов). На протяжении последних лет подобные произведения декоративно-прикладного искусства с успехом продавались на Christie’s, поэтому в рамках русских торгов, которые пройдут 28 ноября 2011 года, на продажу будет выставлена еще одна монументальная пара фарфоровых ваз.
Эти превосходные вазы были преподнесены в дар императором Николаем I Карлу Людвигу фон Фикельмону (1777–1857), являвшемуся чрезвычайным послом Австрии при русском императорском дворе с 1829 по 1839 годы. Граф фон Финкельмон был одним из ближайших советников австрийского канцлера Меттерниха и имел обширное влияние на представителей как австрийского, так и российского двора. По своему масштабу дипломатическая деятельность графа Фикельмона в качестве чрезвычайного посла была сравнима (если не затмевалась) с авторитетом, который его жена, графиня Долли Фикельмон (в девичестве Тизенгаузен) имела в высшем свете Санкт-Петербурга того времени. Будучи внучкой фельдмаршала Кутузова, графиня являлась частой гостьей при императорском дворе. В качестве хозяйки собственного петербургского салона она снискала себе репутацию видной фигуры в общественной и литературной жизни столицы. Салон графини Фикельмон регулярно посещали такие светила русской литературы, как Иван Тургенев, Петр Вяземский, Иван Козлов и знаменитый поэт Александр Пушкин.
После многолетней дипломатической миссии в 1839 году фон Финкельмон был отозван в Вену, где его ждали обязанности министра иностранных дел в отсутствие Меттерниха. Принимая во внимание внушительный размер и дату изготовления настоящих ваз, можно сделать вывод о том, что они были подарены графу в благодарность за выдающиеся заслуги на службе при императорском дворе.
В эпоху правления императора Николая I (1796–1855), выступавшего в роли покровителя русского искусства того времени, объем производства Императорского фарфорового завода достиг своего пика, а созданные в этот период работы считаются лучшими образцами дворцовых и презентационных изделий. Работы подобного масштаба преимущественно предназначались для дарения и, таким образом, в их оформлении должны были быть отражены художественные предпочтения самого императора. Зачастую они напрямую дарились членам императорской фамилии по случаю таких праздников, как Рождество или Пасха, впоследствии украшая собой многочисленные дворцовые залы, особняки и выставочные павильоны, чье строительство в то время набирало обороты. Вазы такого размера нередко заказывались императором для преподнесения в дар главам зарубежных стран и дипломатам в качестве признания их особых заслуг.
В то время многие из ваз, создаваемых мастерами Императорского фарфорового завода, украшались копиями картин Старых Мастеров на расположенных в центре медальонах. В большинстве случаев это были уменьшенные копии работ, находившихся в собраниях Императорского Эрмитажа, Академии художеств и расположенных неподалеку от столицы дворцов. Как правило, на вазах указывался как оригинальный художник, так и выполнивший копию мастер.
Настоящие вазы украшают детально выписанные и красочные копии работ выдающегося голландского живописца Филипса Ваувермана (1619-1668), выполненные мастером Императорского фарфорового завода М. Корниловым (ум. 1852). Уроженец Харлема, Вауверман внес неоценимый вклад в развитие голландской живописи XVII века. Его работы пользовались успехом как при жизни, так и после смерти автора, в особенности в XVIII веке. В бывших императорских собраниях всей Европы, от Дрездена до Санкт-Петербурга, содержится множество примеров влияния, оказанного элегантной и утонченной живописью Филипса Ваувермана.
Созданную в 1835 году вазу украшает копия жанровой сцены Ваувермана под названием «Охота на оленей». В 1772 году эта картина была приобретена Екатериной Великой для коллекции Эрмитажа, где и находится по сегодняшний день. Выдающийся провенанс полотна нашел отражение в пристальном внимании мастера Императорского фарфорового завода Корнилова при исполнении копии, на которой ему удалось детальным образом передать атмосферу живописного пейзажа, композиции и цветовой палитры оригинала.
Вторая ваза, датируемая 1836 годом, украшена копией работы Ваувермана «Отправление в погоню», которая также отмечена высочайшим мастерством исполнения и вниманием к малейшим деталям, включая фигуры людей и элементы пейзажа. Оригинал картины, выполненный около 1665–1668 годов, был приобретен польским королем и курфюрстом саксонским Августом III (1693–1763) из парижской коллекции посла Бурбе де Во в 1749 году. Впоследствии картина пополнила собрание дрезденской Королевской картинной галереи, а сегодня находится в Дрезденской галерее Старых Мастеров. Вместе обе копии полотен Ваувермана составляют удачную пару, так как на обеих изображены излюбленные художником сцены охоты. Как и в первом случае, мастеру Императорского фарфорового завода удалось детально передать атмосферу оригинала.
17.11.11 2146
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |