В Москву были доставлены хоругвь с иконой Казанской Божьей Матери и хоругвь с иконой князя Александра Невского.
Личные реликвии семьи последнего российского императора до 1917 года находились в Феодоровском Государевом соборе в Царском селе. Дальше их путь теряется и во времени, и в пространстве.
Без мифов здесь не обошлось. Например, в интернете появилось сообщение о 20 миллионах долларов, за которые эти два полотна были якобы выкуплены.
"Неправда, - говорит российский бизнесмен, коллекционер, глава Дома Иконы на Спиридоновке Игорь Возяков. – Аукциона не было, нет пока и никакого выкупа – переговоры продолжаются".
В декабре 2007-го на организованной Возяковым экспозиции икон в голландском городке Амерсфурт бизнесмен вступил в переговоры с хозяином святынь, местным коллекционером.
Пока их итогом стало согласие на временный вывоз в Россию хоругвей, которые будут экспонироваться в Доме Иконы с 18 сентября.
До этого их выставят в Храме-на-Крови в Екатеринбурге: 13 сентября молящиеся и паломники получат доступ к святыням.
В чем их уникальность?
Хоругви осматривала целая группа экспертов, искусствоведов, реставраторов. Все они подтвердили подлинность реликвий.
Иконы и полотна на религиозные темы шли в топку в кочегарке Русского музея, считающемся хранилищем древнерусской живописи
Михаил Мещанинов,
эксперт по истории Царского села
Существует также запечатлевший их снимок знаменитого фотографа-иллюстратора Карла Буллы, работавшего на рубеже XIX-XX веков. Негатив хранится в санкт-петербургском Центральном государственном архиве кино-фотодокументов.
"Изображение Александра Невского на коне очень необычно, - рассказывает эксперт Росохранкультуры Ольга Никольская. – Искусство иконы ведь в массе своей традиционное, каноническое. А тут князь представлен сидящим на коне, во главе войска, в одежде и с вооружением, археологически точно воспроизводящими облик древних русских витязей".
На вопрос о подлинности икон Никольская отвечает так: "Их стилистика не оставляет никакого сомнения в этом. Они относятся к началу XX века. Именно в этом – неорусском – стиле работали все известные нам на сегодняшний день художники. Это национальный вариант стиля модерн".
Знаковое событие
"Из икон, находившихся в Феодоровском государевом соборе, обнаружены только эти две", - отмечает эксперт по истории Царского села Михаил Мещанинов.
"Вообще история поступления икон из Госфонда, куда они в конечном итоге все стекались, а потом распределялись по музеям, в высшей степени загадочна и печальна", - говорит Мещанинов.
"В государственном Русском музее имеются документы, согласно которым в 1940-1941-м годах в огромных количествах сжигались иконы, в частности, работы Федора Бруни из Екатерининского собора, - объяснил эксперт. - Иконы и полотна на религиозные темы шли в топку в кочегарке Русского музея, считающемся хранилищем древнерусской живописи".
По мнению главы Дома Иконы на Спиридоновке Игоря Возякова, "русскую икону в ее множественности и художественном качестве сохранили для нас все волны эмиграции ".
Обнаружение личных реликвий семьи Николая II эксперты называют знаковым событием.
Михаил Мещанинов отмечает, что иконы индивидуального письма подобного калибра - большая редкость, поскольку выполнялись они не учениками церковно-рисовальной школы, а самыми видными изографами, иконописцами - теми, кому поручали росписи соборов.
Георгий Степанов, Би-би-си, Москва
13.09.09 1804
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |