В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка греческих икон
«Синаксис» в переводе с греческого означает «собор». На заре христианства так назывались внебогослужебные собрания верующих, посвящённые чтению Священного Писания. Такое же название получила и выставка, которая открывается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. 130 уникальных икон Греции XV – ХХ веков предоставили известнейшие коллекционеры. Рассказывают «Новости культуры».
Толстые стёкла, специальный климат,
направленный свет - всё это необходимые условия для создания выставки.
Во время монтажа оказалось, что одна из витрин маловата для иконы с
рамой. Эту проблему удалось решить благодаря определённому наклону
доски. Самым трудным оказался крепёж, который для каждый иконы делался
индивидуально.
Куратор выставки Александра Стёпина рассказывает: «Икона - это всегда
доска, она неровная. Значит, и крепежи вы не можете заказать типичные.
Вот они проделали огромную работу, промеряя каждый раз расстояния».
Фон для экспозиции был выбран тёмно-серый. На таком лучше всего
проявляется свет, идущий от икон. Символом выставки стала икона с
изображением собора архангелов, то есть синаксис, олицетворяющий
небесные силы. Ещё один знаковый образ – « Торжество православия».
«Собственно, это обоснование иконопочитания, потому что этот праздник был утверждён в IX веке в честь победы над иконоборчеством, - говорит Александра Стёпина. - И мы видим, что образ, который почитаем всеми, - это Богоматерь с младенцем».
Начиная с середины XV столетия, сразу же
после падения Византии и захвата турками Константинополя, иконописные
центры переместились оттуда в Грецию. Крупнейшим мастером на её
территории в то время был Андреас Ритзос. Именно под его влиянием
развивалась греческая школа иконописи.
«Мы здесь видим удивительную вещь, - говорит Александра Стёпина,
указывая на одну из работ Ритзоса. - Центральная часть выдержана в
православной традиции, по православному канону, но по бокам от «Успения»
изображены святые, почитаемые в католической церкви - Святой Доминик и
Святой Франциск. Они даже написаны иначе - согласно католической
иконографии и традиции».
Восточные и западные традиции можно
обнаружить ещё у одного мастера, уроженца Крита Доменикоса
Теотокопулоса, прославившегося, как Эль Греко. Его неповторимый стиль
сложился лишь в Испании. А его ранняя икона « Оплакивание Христа»
написана в смешанной технике. Сохранилась оригинальная рама, и это
уникальный случай.
«В этом плане для посетителей будет интересно сравнить классического Эль
Греко и его более ранние произведения, созданные во второй половине XVI
века. Скорее всего, на Крите или, может быть, сразу же после его
приезда в Венецию», - рассказывает Стёпина.
Образ Христа написан ещё в византийских
традициях. Когда-то это икона XV века принадлежала известному
коллекционеру Георгию Костаки, а позже попала в Музей древнерусского
искусства Андрея Рублёва. Традиция собирать иконы сложилась в середине
XIX века, и многие работы уцелели благодаря коллекционерам. Они спасали
иконы от разрушения и создавали первые школы реставрации. В их числе был
Эмилиос Велимезис, чья коллекция представлена на выставке.
Коллекционер Христос Маргаритис говорит: «Это фрагменты иконостаса 1627
года. Это редкие иконы, не только по времени создания, но и потому, что
он был разделен на части, которые находились в разных местах. И заслуга
моего дяди в том, что он сумел найти и собрать все три части».
Эта выставка не только отражает интересы
коллекционеров, а знакомит с тем, кому поклонялись греки на протяжении
пяти веков. Христос, Богородица, все святые - эти образы почитаемы и на
Руси. С XV века иконописные школы двух стран развивались параллельно и
влияли друг на друга.
14.07.10 1192
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |