Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина с 21 августа по 7 сентября впервые проходит масштабная выставка глиптики



"Мир в миниатюре"

Резьба по драгоценному или полудрагоценному камню - одно из древнейших искусств. Оно появилось еще в дописьменных культурах в IV тысячелетии до нашей эры. Геммы, как в целом именуются эти практически вечные изделия, делятся на два вида: это инталии, где с помощью резьбы создается углубленное изображение, и камеи - с выпуклым рельефом. Существуют еще цилиндрические печати, которые тысячелетиями использовались в качестве личной подписи. Даже в начале ХХ века фигурки амуров или античные профили все еще оттискивали на воске или сургуче. Кроме того, геммы считают чуть ли первым объектом коллекционирования. Среди ценителей резьбы по камню были Александр Македонский и русская императрица Екатерина Великая, Наполеон и Коко Шанель.

"Уже в древние времена богатые и знатные люди тратили немалые средства на коллекции гемм, - рассказала куратор выставки Светлана Финогенова. - Одним из таких коллекционеров был последний правитель эллинистического Востока Митридат Евпатор, отличавшийся образованностью и любовью к искусству. Его собрание, обнаруженное в черноморском городе Керчи, теперь у нас в музее.

У царя была богатая коллекция, куда входили не только резные камни, но и другие драгоценности. Целый месяц по описи принимали его собрание! А надо сказать, что у самих греков было только по одному такому камню".

Позже, когда на смену греческой цивилизации пришла римская, производство гемм было поставлено на поток. В результате резьба стала грубее, камни дешевле. Но на выставке представлены именно дорогие, древние образцы, на создание каждого из которых уходили годы. Самый древний экспонат датируется периодом Аккадского царства: это печать в форме цилиндра из лазурита, на которой изображена сцена поклонения богине любви и одновременно раздора Иштар. Поразительно искусство древнего мастера, вырезавшего на крошечной поверхности мельчайшие подробности убранства божества: одежда с оборками, рогатый головной убор - тиара, атрибуты воинственности - булава и трезубец.

Кстати, именно благодаря геммам до наших дней дошли многие сюжеты истории и эпоса. На одном из выставочных экспонатов - изображение правителя династии Ахеменидов, ведущего побежденных врагов. Другой представляет эпизоды эпоса о Гильгамеше - это одно из старейших сохранившихся литературных произведений, созданное в XXII веке до нашей эры в Древнем Шумере. Увидеть всю красоту этих миниатюр невооруженным глазом практически невозможно. Поэтому специально для выставки сконструировали стеклянную пирамиду, внутри которой проецируются трехмерные изображения сюжетов, запечатленных на геммах, рассказал заместитель директора музея Андрей Толстой:

"Это особая технология съемки и создания трехмерного изображения. Для музея это тоже достаточно заметный шаг вперед. Так что экспозиция новая - и по содержанию и по репрезентации".

Своей выставкой Музей изобразительных искусств имени Пушкина задал работу и ученым-естественникам. Отдельные предметы коллекции отданы на исследование в московский Минералогический музей. Комментарий сотрудника музея Виктории Черненко:

"Информации о том, какие камни использовались в древности, очень мало. Например, старинные названия минералов, из которых делали работы античные мастера, не всегда можно идентифицировать с современным материалом".

Так что исследования минерологов сулят немало открытий для историков и искусствоведов.

rus.ruvr.ru

Оцените материал: 0.0/0

    23.08.12 2376 antikvarius 
миниатюра, Мастер, коллекционер, минералы, коллекция, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar