Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В Монако в "Опера Галери" проходит выставка Пикассо.



На продажу выставлены 34 произведения художника - 17 живописных полотен и 17 графических работ, созданных между 1905 и 1969 годами.

Такой выставки Пикассо не было ни в одной французской галерее за последние два десятилетия, - пишут организаторы выставки. И они правы. Такого количества работ знакового художника XX века давно не выставлялось в частной галерее на продажу.

Пикассо - не только знаковый, он, по всей видимости, еще и самый плодотворный художник XX века. Его творческое наследие необъятно и неровно.

Посмеем высказать... не мысль, но впечатление от многолетнего наблюдения его работ: наряду с замечательными и удивительными произведениями Пикассо оставил нам в наследство множество вещей совсем неудачных и просто халтурных.

Вторая половина XX века отказалась от качественных суждений в сфере искусства. Не очень понятно, из каких побуждений, восторжествовало разделяемое всеми (хотя стыдливо идеологически не оформленное) убеждение, что то, что признано искусством, тем самым уже и хорошо, и судить, что лучше, а что хуже, - бессмысленно, беспредметно и невежливо. Правда, сам Пикассо не разделял этого трусливого подхода.

На арт-рынке Пикассо - неоспоримая величина. Малейшая из его почеркушек уходит на аукционах за крупные суммы, и рынок не пресыщается его произведениями.

Выставка в монакском отделении "Опера Галери" открывается под занавес долгой эпохи лихорадочной погони за произведениями Пикассо. Мы спросили директора монакской галереи Дидье Вильтара, не получится ли так, что те остатки, которые он выставляет в Монте-Карло, лишь потому еще на рынке, что они - качеством похуже?

Дидье Вильтар о количестве и качестве работ Пикассо:

Прежде всего, я хотел бы сказать, что мы вовсе не выставляем "остатки". Вот уже полтора года, как мы работаем над этой экспозицией. У нас - сеть из 11 галлерей в разных городах мира. Мы организовали то, что по-английский называется "network", то есть сеть коллекционеров, маршанов, тех, кого называют арт-дилерами. Мы их хорошо знаем и они нас хорошо знают, это довольно значительная сеть, и мы провели достаточно жесткий отбор произведений.

Вы сказали, что Пикассо был исключительно плодовит. Действительно, он очень много работал. Но при этом он еще очень долго жил - он умер в 1973 году, а родился в 1881. Он начал рисовать практически в возрасте пяти лет и за день до смерти продолжал еще живописать. То есть, объем его творчества необъятен. Пикассо был не просто плодовит, но плодовит еще и на протяжении весьма долгой жизни.

Вы говорили о рынке. На рынке еще остается множество произведений Пикассо. Всё еще не осело в музеях или частных коллекциях. Я думаю, что то собрание, которое мы показываем на нашей выставке, которое мы выставляем на продажу, - это собрание исключительного качества. Среди выставляемых у нас картин, акварелей и рисунков есть такие, которые никогда не появлялись на рынке. То есть, Пикассо продавал их или непосредственно людям, у которых мы эти произведения приобрели, или своему главному маршану Даниэлю-Анри Канвейлеру из галлереи Луизы Лейрис.

И я думаю, что качество произведений, выставленных в нашей галлерее - качество исключительное (я так думаю, но и многие другие мне об этом говорили). А в случае некоторых произведений - просто фантастическое. 34 произведения - это, мне кажется, достаточно большое число для того, чтобы мы могли выставить одновременно и законченные картины маслом по холсту, и то, что мы называем эскизами. Этюды к картинам, иногда очень быстро сработанные, или небольшие рисунки, которые Пикассо мог производить еще быстрее.

Пикассо, действительно, работал быстро. Когда речь идет о рисунке пером или кистью, это понятно. Скорость и необратимость жеста просто свойственны самой технике. Хотя и в этом жанре Пикассо, бывает, поражает зрителя тем, что из пяти ляпов мягкой кисти с черной китайской тушью на белом листе возникает Дон Кихот на коне, еще два-три ляпа - и вот Санчо Панса на ослике...

Но Пикассо и живописные работы производил на свет со скоростью необыкновенной. Можно сказать, что скорость - это неотъемлемое свойство его творчества.

Когда вы впервые видите первобытные росписи, они поражают вас своим неординарным рисунком. Линии этих росписей тянутся или выгибаются без всяких видимых правил, пятна красной охры или черного угля ложатся внутрь контура или выплескивают за него, не следуя иной задаче, кроме исходно невыполнимой из-за примитивности средств, но, поди ж ты! на наших глазах решаемой задаче оживления стены пещеры, явления на этих стенах живых: первобытного бизона, первобытного оленя, первобытной лошади, столь похожей на лошадь Пржевальского (и надо же дать лошади такую лошадиную фамилию – Пржевальского, фамилию, в которой слышится лошадиное фырчание-выдох, явно преобразившееся в русское «тпрууу»).

Когда вы видите египетские фрески, рассказывающие о том, как жил древний Египет, как там сеяли и жали, как воевали с соседями, как брали их в плен и заставляли работать, как плавали по Нилу, как играли на лирах и как оплакивали умерших, вас поражает их четкость, простота, их знаковость (любое сложение рук как знак повторяется из раза в раз) и одновременно выразительность (любое сложение рук остается сложением рук).

Когда вашим глазам предстает античная греческая спульптура славной эпохи Праксителя, точнее, её более-менее полный осколок, и вы обходите вокруг этого куска камня, изображающего, к примеру, обнаженный женский торс (обычно без рук, без ног, без головы) или голову (обычно без носа), вас поражает то, как камень дышит.

И каждый раз, когда вы видите подлинное искусство – будь то легкое и прозрачное Благовещение блаженного брата-монаха Фра Анджелико, будь то портрет ученого карлика при испанском королевском дворе кисти Веласкеса, будь то деревянная миска и три яблока (только что из сада Гесперид?) или луковица скромного французского художника Шардена, - каждый раз свобода линии и пятна сочетается с выразительностью света и формы, и каждый раз на глазах у благодарного зрителя совершается чудо превращения неживой материи в живой образ. Так девочка с жемчужной сережкой с портрета голландца Вермеера только что обернулась к вам, и каждый раз, когда вы сами оборачиваетесь к этой чудесной картине, она оборачивается к вам и мягко на вас смотрит...

Эпохи идут одна за другой, культурные слои наслаиваются и свобода художника погребается под тяжелым бременем прошлого - авторитетом традиции, школы, короче говоря, авторитетом всего уже сделанного.

Две составные необходимы для изобразительного искусства - внутренняя свобода жеста и его способность выражать внешний мир. Ради них Пикассо менял периоды своего творчества: начав со школьного назидательного реализма, он пережил увлечение кабаре - тематикой и стилистикой Тулуз-Лотрека, затем голубой период - жизнь бедных людей, печально окрашенная во все тона синего, розовый период - тоже бедные люди с заметным уклоном в сторону бытописания жизни кочующих циркачей, кубизм, по примеру Сезанна и африканской скульптуры дробящий действительность на грани, классицизм... Раз за разом Пикассо менял что-то важное, чтобы не закостенеть в уже сделанном.

"Я не ищу, я нахожу" - это, наверное, одно из наиболее известных высказываний Пикассо - не похвальба, а правда жизни. Тому есть документальное свидетельство - фильм "Тайна Пикассо" режиссера Анри-Жоржа Клузо. На глазах у зрителя художник пишет картины - это необыкновенный урок одновременно свободы и выразительности. Скорость процесса существенно важна - чтобы не пересушить образ, не "замылить" его, как говорят художники. Она нужна Пикассо для свободы от собственной инертности. Как если бы ему нужно было в один взмах ресниц, пока глаз открыт, пока художник видит свой предмет, запечатлеть его. Как если бы при следующем поднятии века, при следующем открытии глаза художнику открывалось уже что-то совсем другое, а увиденное до того пропадало бесследно...

Выставка Пикассо в монакском отделении "Опера Галери" проходит до 25 августа 2011 года.

Пабло Пикассо. "Ваза с фруктами, бутылка, гитара перед открытым окном". 1919 г. масло/холст 21см х 21см
Ярослав Горбаневский, Монако в "Опера Галери"
Оцените материал: 0.0/0

    01.08.11 942 antikvarius 
искусство, Пикассо, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar