Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В коллекции самарца насчитывается около 500 отечественных автомобилей



Свои машинки коллекционер демонстрирует только в особых случаях, а трогать их руками запрещает.

Наверное каждый мальчишка в детстве собирает игрушечные машинки. Со временем у многих это увлечение проходит, а у некоторых оно перерастает в хобби. Так, 29-летний Илья Майоров лучше любого ребенка разбирается в марках, моделях и производителях игрушечных авто масштабом 1:43. Уже 17 лет он коллекционирует только отечественные машинки и сейчас у него насчитывается около 500 моделей разных годов выпуска.

Выпросил слезами
Посмотреть на мини копии реальных отечественных легковушек, грузовиков, автобусов мы отправились в обычную самарскую квартиру. А когда вошли в комнату, где расположилась коллекция, то попали в совершенно другой мир. Прямо перед нами на полках стеллажей стояли  маленькие «Москвичи», «Лады», «КамАЗы», автобусы, троллейбусы, пожарные и правительственные машины. Наряду с этими представителями гражданской тематики отдельно выделялись строительные машины и военная техника. Новенькие и очень старые, яркие и немного выцветшие. Все как будто настоящие, просто немного уменьшенные в размерах.
«Это моя комната в доме родителей, но после своей свадьбы я здесь не живу, - рассказывает Илья. - А вот коллекцию перевозить не стал. Здесь она на своем месте. Весь интерьер подбирался для автомобильной мини-выставки. Полки я заказывал специально, когда закончилось место в шкафу и тумбочках».
Впрочем, сейчас даже на этих полках места не хватает, и свои новые приобретения коллекционер хранит уже у себя дома. Сегодня в его коллекции около 500 моделей. При этом Илья признается, что если когда-нибудь ему сказали, что он будет помешан на игрушечных автомобилях и будет тратить на это весомую часть своего дохода, ни за что бы не поверил.
 «Конечно, они у меня были в детстве, как и у всех мальчишек, - говорит он. - Ведь тогда выбор игрушек был небольшой, а модельки идеально подходили, чтобы играть ими в песочнице и строить гаражи из существующего в то время конструктора. Но о том, чтобы создавать коллекцию, я даже не думал. Да и стоили эти машинки всегда недешево».
Самая простая модель «Москвич» продавалась по три рубля пятьдесят копеек, а например, «Нива» с прицепом стоила 13 рублей, это при том, что средняя зарплата инженера была на те времена была 100-120 рублей. Но, тем не менее, первую такую дорогую игрушку Илье купили когда ему было шесть лет. Правда, он ее по большому счету выклянчил, устроив истерику в магазине. Когда Илья заплакал, отцовское сердце не выдержало. Этот момент можно по праву считать днем рождения коллекции.
«В шестом классе я занимался теннисом, - рассказывает Илья. - И наш тренер как-то раз завел разговор про машинки, рассказал, что собирает их, показал свою коллекцию. Я впервые тогда увидел сразу так много моделей - 80 штук».
С тех пор Илья сам начал осознанно собирать модели авто. Что-то покупали родители в награду за хорошее поведение и учебу, что-то дарили друзья и родственники. В институте Илья экономил на пирожках и большую часть стипендии тратил опять же, на машинки. Первые заработанные деньги тоже ушли на пополнение коллекции. «Да я и сейчас регулярно какую-то сумму из зарплаты трачу на свое увлечение, - смеется он. - Благо жена не против».

Упаковка стоит дороже
Таких отчаянных поклонников мини авто в губернии немного. «Коллекционеров таких машинок (масштабом 1:43) в Самарской области не более 10 человек, - уверяет Илья. - Каждый, как правило, специализируется в коллекционировании определенной линейки. Кто-то, как я собирал только отечественные авто, другие предпочитают иностранные модели или модели по направлениям, только легковые, только грузовые, только милицейские юбилейные модели и т.д.
Каждая машинка имеет свою особенность, историю и ценность. Те, что производились в 70-е, 80-е годы прошлого века, так сказать раритетные, стоят дороже всего.
«У этих машинок есть целая история, - объясняет Илья. - Например, первая модель «Москвич-412» появилась в 1969 году. Выпустила ее французская фирма «Dinky Toys”, затем по ее подобию в 1973 году уже наши производители создали свою модельку».  Первоначально производились масштабные модели легковых автомобилей, затем появились модели микроавтобусов, грузовиков и тракторов. Модели автобусов появились только после распада СССР. Да и на то время заводов, производящих автомодели, было немного, можно по пальцам сосчитать.
«Крупнейшим производителем легковых авто был саратовский завод «Тантал», - рассказывает Илья. - Большое производство моделей грузовиков  было у завода «Элекон» в Казани».
Производство моделей, как и любая другая деятельность в СССР, тщательно планировалось. Существовал производственный каталог, где каждому производимому виду модели присваивался свой персональный номер (А1, А2 и т.д.), который ставился на днище вплоть до конца 80-х годов. Такие машинки среди коллекционеров ценятся особо. И стоят дороже остальных.
«Бывает что упаковка от таких машинок стоит дороже, чем сама моделька, - добавляет Илья. - К примеру, я видел как на одном аукционе кто-то из коллекционеров купил упаковку от одной модели за 10 тысяч рублей, в то время как саму игрушку можно приобрести в среднем за пять тысяч».
Почему упаковка так дорого стоит коллекционер объясняет очень просто. Это сейчас собирать коллекции машинок стало модным занятием, а раньше о таком хобби мало кто знал:
«Машинки покупали как правило в подарок, и упаковки от них тут же выкидывали. В итоге сейчас мало у кого они сохранились».

Руками не трогать
Еще одна особенность старых машинок в том, что они не только старые по возрасту, но и очень хрупкие, часто ломаются. До 80-х годов модельки изготавливали из металла который заливали в специальную форму. Отжиг тогда не делали, а с годами у металла есть свойство разрушаться. Поэтому у коллекционеров есть такое понятие - цинковая чума.
«Это когда машинка начинает менять форму, раздувается, - говорит Илья. - Если ее сильно сжать в руке, она может разломиться на несколько частей. Одним словом, чем старее машинка, тем сильнее она разрушается. И с годами таких вот первых моделек становится все меньше, а стоят они от этого еще дороже».
Теперь понятно, почему хозяин коллекции показывал свое детище с удовольствием, но руками трогать не разрешал. Сам же для фотосъемки он согласился подержать в руках трактор и троллейбус. Правда, в последнем тут же отвалились сидения и коллекционеру пришлось разбирать модельку, чтобы приклеить их на место. А вообще Илья сам старается лишний раз к своей коллекции руками не прикасаться.
Хрупкие, внешне убогие, вымирающие, от этого они стоят в разы дороже современных моделек. Сегодня начинающие коллекционеры  предпочитают покупать новые, современные, красивые модели, максимально копирующие оригинал. Они и внешне лучше смотрятся и по цене дешевле. Для Ильи же и других коллекционеров солидного возраста это не показатель. Ведь эти машинки - ностальгия по прошлым временам, возможность прикоснуться к другой эпохе.
«У меня в коллекции есть две редких модели. Из самых первых, - не без удовольствия хвалится он. - Но я мечтаю пополнить свое собрание моделью «Волга ГАЗ 3102А38». Правда, ее очень трудно найти».
Также Илье интересны все модели производства 70-х, 80-х годов ХХ века. В своей коллекции он найдет место для каждой. И с удовольствием готов купить их, обменять или принять в дар. А связаться с коллекционером можно по электронной почте starvil@mail.ru.

Наша военная техника даже в уменьшенном масштабе смотрится солидно
«Москвич» в советские годы был ходовым товаром. Причем бойко разбирали не только настоящие авто, но и игрушечные
Такие машины – мечта не только каждого ребенка, но и многих взрослых и серьезных людей
Оцените материал: 0.0/0

    06.05.12 3570 antikvarius 
коллекционер, авто, моделизм, модель, коллекция, игрушки
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar