В коллекции самарца насчитывается около 500 отечественных автомобилей
Выпросил слезами
Посмотреть
на мини копии реальных отечественных легковушек, грузовиков, автобусов
мы отправились в обычную самарскую квартиру. А когда вошли в комнату,
где расположилась коллекция, то попали в совершенно другой мир. Прямо
перед нами на полках стеллажей стояли маленькие «Москвичи», «Лады»,
«КамАЗы», автобусы, троллейбусы, пожарные и правительственные машины.
Наряду с этими представителями гражданской тематики отдельно выделялись
строительные машины и военная техника. Новенькие и очень старые, яркие и
немного выцветшие. Все как будто настоящие, просто немного уменьшенные в
размерах.
«Это моя комната в доме родителей, но после своей свадьбы я
здесь не живу, - рассказывает Илья. - А вот коллекцию перевозить не
стал. Здесь она на своем месте. Весь интерьер подбирался для
автомобильной мини-выставки. Полки я заказывал специально, когда
закончилось место в шкафу и тумбочках».
Впрочем, сейчас даже на этих
полках места не хватает, и свои новые приобретения коллекционер хранит
уже у себя дома. Сегодня в его коллекции около 500 моделей. При этом
Илья признается, что если когда-нибудь ему сказали, что он будет помешан
на игрушечных автомобилях и будет тратить на это весомую часть своего
дохода, ни за что бы не поверил.
«Конечно, они у меня были в
детстве, как и у всех мальчишек, - говорит он. - Ведь тогда выбор
игрушек был небольшой, а модельки идеально подходили, чтобы играть ими в
песочнице и строить гаражи из существующего в то время конструктора. Но
о том, чтобы создавать коллекцию, я даже не думал. Да и стоили эти
машинки всегда недешево».
Самая простая модель «Москвич» продавалась
по три рубля пятьдесят копеек, а например, «Нива» с прицепом стоила 13
рублей, это при том, что средняя зарплата инженера была на те времена
была 100-120 рублей. Но, тем не менее, первую такую дорогую игрушку Илье
купили когда ему было шесть лет. Правда, он ее по большому счету
выклянчил, устроив истерику в магазине. Когда Илья заплакал, отцовское
сердце не выдержало. Этот момент можно по праву считать днем рождения
коллекции.
«В шестом классе я занимался теннисом, - рассказывает
Илья. - И наш тренер как-то раз завел разговор про машинки, рассказал,
что собирает их, показал свою коллекцию. Я впервые тогда увидел сразу
так много моделей - 80 штук».
С тех пор Илья сам начал осознанно
собирать модели авто. Что-то покупали родители в награду за хорошее
поведение и учебу, что-то дарили друзья и родственники. В институте Илья
экономил на пирожках и большую часть стипендии тратил опять же, на
машинки. Первые заработанные деньги тоже ушли на пополнение коллекции.
«Да я и сейчас регулярно какую-то сумму из зарплаты трачу на свое
увлечение, - смеется он. - Благо жена не против».
Упаковка стоит дороже
Таких
отчаянных поклонников мини авто в губернии немного. «Коллекционеров
таких машинок (масштабом 1:43) в Самарской области не более 10 человек, -
уверяет Илья. - Каждый, как правило, специализируется в
коллекционировании определенной линейки. Кто-то, как я собирал только
отечественные авто, другие предпочитают иностранные модели или модели по
направлениям, только легковые, только грузовые, только милицейские
юбилейные модели и т.д.
Каждая машинка имеет свою особенность,
историю и ценность. Те, что производились в 70-е, 80-е годы прошлого
века, так сказать раритетные, стоят дороже всего.
«У этих машинок
есть целая история, - объясняет Илья. - Например, первая модель
«Москвич-412» появилась в 1969 году. Выпустила ее французская фирма
«Dinky Toys”, затем по ее подобию в 1973 году уже наши производители
создали свою модельку». Первоначально производились масштабные модели
легковых автомобилей, затем появились модели микроавтобусов, грузовиков и
тракторов. Модели автобусов появились только после распада СССР. Да и
на то время заводов, производящих автомодели, было немного, можно по
пальцам сосчитать.
«Крупнейшим производителем легковых авто был
саратовский завод «Тантал», - рассказывает Илья. - Большое производство
моделей грузовиков было у завода «Элекон» в Казани».
Производство
моделей, как и любая другая деятельность в СССР, тщательно
планировалось. Существовал производственный каталог, где каждому
производимому виду модели присваивался свой персональный номер (А1, А2 и
т.д.), который ставился на днище вплоть до конца 80-х годов. Такие
машинки среди коллекционеров ценятся особо. И стоят дороже остальных.
«Бывает
что упаковка от таких машинок стоит дороже, чем сама моделька, -
добавляет Илья. - К примеру, я видел как на одном аукционе кто-то из
коллекционеров купил упаковку от одной модели за 10 тысяч рублей, в то
время как саму игрушку можно приобрести в среднем за пять тысяч».
Почему
упаковка так дорого стоит коллекционер объясняет очень просто. Это
сейчас собирать коллекции машинок стало модным занятием, а раньше о
таком хобби мало кто знал:
«Машинки покупали как правило в подарок, и упаковки от них тут же выкидывали. В итоге сейчас мало у кого они сохранились».
Руками не трогать
Еще
одна особенность старых машинок в том, что они не только старые по
возрасту, но и очень хрупкие, часто ломаются. До 80-х годов модельки
изготавливали из металла который заливали в специальную форму. Отжиг
тогда не делали, а с годами у металла есть свойство разрушаться. Поэтому
у коллекционеров есть такое понятие - цинковая чума.
«Это когда
машинка начинает менять форму, раздувается, - говорит Илья. - Если ее
сильно сжать в руке, она может разломиться на несколько частей. Одним
словом, чем старее машинка, тем сильнее она разрушается. И с годами
таких вот первых моделек становится все меньше, а стоят они от этого еще
дороже».
Теперь понятно, почему хозяин коллекции показывал свое
детище с удовольствием, но руками трогать не разрешал. Сам же для
фотосъемки он согласился подержать в руках трактор и троллейбус. Правда,
в последнем тут же отвалились сидения и коллекционеру пришлось
разбирать модельку, чтобы приклеить их на место. А вообще Илья сам
старается лишний раз к своей коллекции руками не прикасаться.
Хрупкие,
внешне убогие, вымирающие, от этого они стоят в разы дороже современных
моделек. Сегодня начинающие коллекционеры предпочитают покупать новые,
современные, красивые модели, максимально копирующие оригинал. Они и
внешне лучше смотрятся и по цене дешевле. Для Ильи же и других
коллекционеров солидного возраста это не показатель. Ведь эти машинки -
ностальгия по прошлым временам, возможность прикоснуться к другой эпохе.
«У меня в коллекции есть две редких модели. Из самых первых, - не
без удовольствия хвалится он. - Но я мечтаю пополнить свое собрание
моделью «Волга ГАЗ 3102А38». Правда, ее очень трудно найти».
Также
Илье интересны все модели производства 70-х, 80-х годов ХХ века. В своей
коллекции он найдет место для каждой. И с удовольствием готов купить
их, обменять или принять в дар. А связаться с коллекционером можно по
электронной почте starvil@mail.ru.
06.05.12 3570
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |