В коллекции Игоря Курова – кирпичные тайны старой Нарвы
Интерес к кирпичному разнообразию появился у нарвитянина Игоря Курова в детстве, когда он гостил у маминого брата в Ряпина: дядя Вольдемар великолепно клал печи и просил мальчика подавать кирпичи. Они были по-своему прекрасны, выштампованные на поверхности буквы скрывали тайну… Теперь на клеймах фабрик и мастеров собирается целая коллекция. Правда, загадок по-прежнему много.
Игорь Куров – 47-летний уроженец Нарвы, член Общества охраны памятников старины. Всеми правдами и неправдами он раздобывает глиняный кирпич, связанный с довоенной Нарвой. Гуляя по городу, смотрит под ноги, роется в кучах строительного мусора, лезет в грязь котлованов. Целеустремленно делает он это с конца 90-х годов, но интерес к скромным предметам строительного обихода зародился в детстве.
- Когда я был маленьким, у нас на даче делали печку, и пришел печник, – вспоминает коллекционер. – Папа насобирал к его приходу каких-то кирпичей, они казались плохими, а печник, наоборот, говорит отцу: ты найди и принеси еще именно таких же – царской эпохи. Помню, их можно было даже на части рубить, настолько хорошо обожжены были… – Игорь предполагает, что та печка наверняка служит по сей день, только вот дача давно продана.
О мастерах известно мало
Как выясняется, очень много кирпича производилось прямо в Нарве – как на больших заводах, так и в маленьких мастерских.
- Город стал активно развиваться во второй половине 19-го века, когда начали строить первую Суконную мануфактуру на Парусинке (ныне это район российского Ивангорода, а до войны – часть Нарвы. – И.С.), потом Льняную мануфактуру, потом Кренгольмскую мануфактуру. Надо было много кирпича, а значит – его производство налаживали прямо на месте. Но наверняка что-то и завозили, – говорит Игорь.Судьбы подавляющего большинства производителей нарвского кирпича остаются в тени истории. Многие оставили после себя лишь клейма на продукции, сохранившейся в земле, некоторых выживших кладках и в собраниях коллекционеров.
- Были и известные гиганты по производству кирпича, как у Филиппа Яковлевича Пантелеева. Это был большой кирпичный завод, из продукции которого в основном все здесь и построено: кургауз (курзал) в Усть-Нарве, Кренгольмская мануфактура и так далее; его кирпич отмечен инициалами «ФЯП». Также хорошо известен еще один завод-гигант, он был на Кренгольме, и на его кирпичах написано: «Joala».
Сам Игорь не силен в деталях технологии производства старинного кирпича из обожженной глины и не знает точно, откуда поставляли сырье, но зато абсолютно уверен, что качество того кирпича такое, что хоть сейчас на стройплощадку: «Старый кирпич – он крепкий, и такой тяжелый, увесистый – качественно сделан».
Эмблема – лицо кирпича
Коллекционер рассказывает, что старые кирпичи отличаются эмблемами. Чаще это инициалы владельцев фабрик, мастеров, имя и отчество или полная фамилия.
Пока безымянное хобби В Музее кирпича (Санкт-Петербург) до конца июня работает выставка "Тайны кирпичных знаков" – более 200 экспонатов, объединяет которые наличие клейма – своеобразного "паспорта" кирпича. Кроме всего прочего, на открытии выставки был объявлен конкурс на самый удачный термин, обозначающий коллекционирование кирпича. Несмотря на то, что это хобби приобретает все большую популярность, названия для него пока не придумано. До 10 июня любой желающий может предложить свой вариант и прислать его в музей. Победитель будет определен в ходе онлайн-голосования. Итоги объявят 30 июня, победитель получит ноутбук. Источник: Интернет |
---|
- Очень трудно классифицировать: много разных эмблем, и какой завод когда существовал – неизвестно и непонятно. Надеюсь, в будущем кто-то сможет в этом разобраться, например, работники музея, – говорит Игорь. – Я когда начинал собирать, то не думал, что это так усугубится. Получал все больше и больше интересной информации, начал специально искать кирпич и держал под контролем разные объекты: где что строят, где что валяется. Делать это лучше всего весной или осенью, когда трава низкая, – легко найти, перевернуть, посмотреть.
По словам коллекционера, сейчас, когда с недвижимостью старого «Кренгольма» разбираются новые собственники, ему было бы очень интересно туда сходить и посмотреть на кирпич. «Я никогда вовнутрь туда не попадал».
- Но можно искать и в том, что валяется в округе среди мусора, это очень много мне дало, – делится он особенностями собирательства.Послевоенные красные или желтые кирпичи большого интереса у него не вызывают.
- Да, я беру их тоже, но они очень просто сделаны, эмблемы неинтересные, например, номера кирпичных заводов. А на белом, силикатном кирпиче вобще никаких эмблем нет и не было. Его делали, лепили наспех – быстро строили дома, и никто не оставлял на этом кирпиче, в строительстве и в истории свою индивидуальность.
Кирпич – проверка на интеллигентность
Игорь признается, что для него особенная «приятность» заключается в том, чтобы подержать в руках старинный кирпич, почистить его щеткой, протереть тряпкой, записать и узнать что-то. «Очень много требуется работы, чтобы опознать его». Причем сама коллекция пока даже не пересчитана, Игорь только предполагает, что экспонатов в ней – штук семьдесят. Отборная, показательная часть собрания хранится в пустующей нарвской ратуше, а пыльные «фонды» – в подвале нарвской Эстонской гимназии.
Находить новый и оригинальный кирпич становится с годами, естественно, все сложнее. Тем не менее, новая интересная находка была сделана Игорем всего пару недель назад. Неизвестный и доселе невиданный им кирпич, маркированный латинской буквой «S», обнаружился на стройплощадке по улице Гагарина в Ивангороде. Увлеченный нарвитянин без тени сомнений понес находку через границу. «Много вопросов на границе, как правило, не задают, только посмеются иногда…».
- Интеллигентные люди воспринимают это нормально, умеют оценить, а кто-то, конечно, подумает, что человек – идиот, занимающийся ерундой, – рассуждает Игорь, не особо пекущийся о чужом мнении.
Илья СМИРНОВ, sp.pohjarannik.ee
31.05.11 1597
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |