В январе исполнилось 148 лет с того момента, как Молдавское княжество перестало существовать на политической карте Европы.
Именно 24 января 1862 года государственные собрания Объединенных княжеств Молдовы и Валахии объявили Бухарест единой столицей нового государства. А за два дня до этого господарь обоих Дунайских княжеств Александру Иоан Куза провозгласил образование румынской нации. Хочется вернуться ко всем этим известным историческим событиям, чтобы еще раз подчеркнуть то, что по привычке как-то выпускается из виду возникшая знаковость всех атрибутов тех реалий.
Новая молдавская государственность возникла лишь спустя полвека, в 1917 году, при создании на территории российской провинции Бессарабия Молдавской демократической республики, независимость которой была принята в 1918 году тем же числом – 24 января.
Вот тут-то вполне целесообразно продолжить разговор об исторической символике Молдовы, которую мы, современные жители страны, продолжаем чтить и бережно хранить в своей памяти, но многие не знают всех деталей их возникновения.
Золото на красном
Как следует из прошлого экскурса в молдавское средневековье, основным символом княжества едва ли не с момента его образования стала голова тура, украшенная звездой, солнцем и «марамурешским» полумесяцем. А на знамени Молдовы во времена правления Штефана III Великого (1457-1504) эти символы изображены золотом на красном поле.
О преемственности красно-золотой традиции свидетельствуют знамена господарей Иеремии Мовилэ (1601), Стефана Томши (1622), Скарлата Каллимаки (1813), а также – штандарт молдавского гусарского полка русской армии середины XVIII века, в описании которого говорится: «Знамя полковое – красное, с копьем медным вызолоченным и на копье быть двоеглавому орлу. На том знамени написаны св. Константин и Елена с крестом, с другой стороны герб земли Молдавской. А быть знамени вызолоченному с бахромою золотою».
И если нам известно, что полумесяц вместе с символом солнца с XII века встречается в польской, немецкой и венгерской геральдике, то у историков до сих пор открыт вопрос происхождения головы тура.
Эхо древнего культа
Некоторые исследователи пытались рассмотреть происхождение данной эмблемы через призму древнего охотничьего культа, существовавшего в Северных Карпатах и включавшего ритуал жертвоприношения тура (зубра) на берегу реки. Отголоском этой традиции считается небезызвестная легенда о Драгоше, оказавшегося в землях будущего молдавского княжества из-за того, что он со своими воинами долгое время преследовал зубра. Как мы помним, зверь и погибает на берегу реки, получившей в последствии, согласно легенде, название Молдова. То, что зубр приносился в жертву, вполне объясняет наличие в молдавской традиции изображений только его головы, а не всего животного целиком.
Голова тура существовала и на гербах польских, немецких и венгерских дворян и провинций, в том числе данный символ встречается на территории Марамуреша, родины как Драгоша, так и Богдана Основателя, с воцарения которого и «есть пошло» Молдавское княжество.
Некоторые историки видят в происхождении молдавского герба исключительно польское влияние, апеллируя к факту присутствия коронованной головы зубра на гербе польской провинции Калиц. Есть и версия о том, что один из марамурешских либо молдавских правителей первой половины XIV века получил на свой герб изображение головы тура от польского короля Владислава I Локетока по случаю победы в 1325 году над немцами. По другой версии символ в виде головы тура мог получить от венгерского короля Людовика один из молдавских воевод, отличившийся в крестовом походе на татар в 1343 году, затеянном трансильванским военачальником Николаем Сирокой.
Поэтическую трактовку основного молдавского символа дает митрополит Дософтей: «Голова тура, знатного зверя, означает недюжинную силу страны…».
Молдавский стяг видел Генрих Валуа
Еще одна геральдическая традиция изображать на знаменах христианских святых имеет общеевропейские корни, и полностью прижилась в Молдове также со времен Штефана Великого. Известно два военных знамени того периода, на которых вышиты изображения Георгия Победоносца. В одном из вариантов (1457) святой-воин попирает змия копьем, верхом на коне, а в другом – он расправляется со своим извечным противником сидя на троне (1500). Оба «Георгия» были подарены в 1500 году Штефаном Великим афонскому монастырю Зограф. «Конный» Георгий в частности встречается и на штандарте молдавской пехоты1834-1849 годов и на военном знамени Молдовы 1859 года.
Копии обоих вышеупомянутых штандартов Штефана находятся в частной коллекции Петра Костина, где в воспроизведенном виде собраны все известные историкам знамена Молдовы.
«Святой Георгий – всегда был символом победы, - рассказал Костин корреспонденту мультимедийного агентства Новости-Молдова, - а мы знаем, что Штефан III выиграл не один десяток битв с противником, каждый раз превосходившим по численности его армию».
По словам коллекционера, обе копии переделывались несколько раз, так как в более ранних вариациях из-за стремления сделать изображения более красивыми, рисунок терял свою историческую аутентичность.
«Изображения святых на знаменах, конечно же, не являются иконами, но также обладают своими канонами, которые следовало соблюсти», - отметил Костин.
Традиция изображения головы тура на протяжении многовековой истории Молдавского княжества претерпевала ряд изменений. Например, на знамени Иеремии Мовилэ (1601) голова тура помещена в кольцо с крестом, а в левом верхнем углу вышито полное имя этого господаря. Данный факт говорит о том, что иногда у молдавских правителей были собственные знамена, на которых объединялись элементы родового герба с символами страны.
Нередко голова тура помещалась и на синее поле. Так в 1574 году делегация молдавских бояр присутствовала на коронации польского короля Генриха Валуа, ставшего в последствии правителем Франции Генрихом III, под знаменем синего цвета, на котором была изображена голова тура со звездой между рогами.
Поляк Ежи Красиньский, будучи в Молдове в 1636 году, замечает, что господаря Василия Лупу сопровождали несколько бояр с двумя знаменами, одно из которых было синего цвета с красным крестом, другое – белого с красной полосой. Впоследствии, как пишет Красиньский, господарь Молдовы прислал за ним «несколько десятков бояр под синим знаменем».
Клекот валашского орла
В 1600 году валашский господарь Михай Храбрый присоединяет Молдову к своему кратковременному политическому формированию, включавшему также Валахию и Трансильванию. «Большой штандарт» Михая представляет собой орла с шестиконечным венгерским крестом и звездой в клюве, сидящего на дубе. В это непростое время, когда представители одних и тех же семей занимали престолы как Молдовы, так и Валахии, орел становится частью молдавской геральдики.
Мы встречаем валашского орла наравне с головой тура и на знаменах господарей-фанариотов Николая Маврокордата (1709-1710, 1711-1715), Скарлата Гики (1757-1758), Александра Ипсиланти (1786-1788), Константина Ипсиланти (1799-1801) и Александра Суцу (1801-1802).
По словам Петра Костина, стяг Константина Ипсиланти, являющийся парадным, украшен 2800 драгоценными камнями и золотым шитьем. В целях сохранения исторической идентичности коллекционеру и его помощникам пришлось долгое время подбирать подходящие по цвету украшения.
«А знамя Александра Суцу, равно как и многие другие из известных нам, в своем первозданном виде не сохранилось. Его изображение было обнаружено в архивах Румынии. Но на иллюстрации невозможно было разглядеть многие элементы и не удавалось даже вычислить реальный цвет полотна. Восстановление изначального вида штандарта стало осуществимым с помощью дополнительных источников и помощи историков», - рассказал Костин.
Знамена всегда были не только отражением истории, но и честью и совестью страны. При потере полкового знамени всегда следует его расформирование полка. Но когда свои символы утрачивает целый народ, медленно, но верно стирается народная память. И нам, «наследникам Штефана и Кантемира», после стольких лет сомнений и ошибок в оценке нашего исторического прошлого, нужно приложить немало усилий, чтобы по крупицам собрать и восстановить нашу историческую память. Чтобы история этой страны не стала лишь достоянием науки, а общепризнанной ценностью.
Николай Костыркин, Новости-Молдова, ava.md
Оцените материал:
30.01.11 1239
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |