В художественный музей Новосибирска привезли русалку. А вместе с ней еще около тысячи раковин моллюсков из разных морей и океанов мира. Больше трех десятилетий биолог из Перми привозил со всех концов света «домики» обитателей водных глубин. Со временем его собственный дом становился все больше похожим на подводное царство.
Правда, поражало оно своей сокровищницей только родных да еще друзей и знакомых, которые заходили в гости. Они и убедили ученого, что коллекция уже давно переросла стадию, когда ее можно называть простым словом «хобби». Открыть это богатство остальным людям — его долг как человека науки.
С тех пор прошло семь лет. Раковины моллюсков, кораллов и чучел морских существ путешествуют по стране. Их увидели жители пятидесяти городов России, прежде чем бесценная коллекция добралась до Новосибирска.
— Эта коллекция как раз уникальна тем, что обладатель решился отпустить ее в «большое плаванье», — говорит организатор выставки «Загадочный мир океана» Мария Салеева. — Ведь хобби нельзя назвать редким. Многие люди привозят раковины с побережий, на которых побывали. Кстати, известно, что такое увлечение было, например, у Аристотеля, короля Франции Людовика XIII, австрийской императрицы Марии-Терезы, у Петра Первого.
Вот только редко кто из конхиофилистов (коллекционеров раковин) решается дать своей хрупкой коллекции самостоятельную жизнь. Пермский ценитель морских диковин, который, кстати, предпочитает не афишировать свое имя, тоже переживал за сохранность своего паноптикума. Но желание поделиться красотой с миром было сильнее.
Некоторые люди, увидевшие подобное богатство, буквально «заражаются» этим увлечением. Один из посетителей загорелся желанием собрать свою коллекцию настолько, что приступил к осуществлению идеи немедленно, лишив экспозицию чучела морского конька. Об истинных мотивах воришки организаторы выставки могут только догадываться, но надеются, что на такой поступок его толкнула веская причина.
— За семь лет переездов из города в город все экспонаты оставались целыми и невредимыми, — рассказывает Мария Салеева. — Не потерялась даже самая мелкая раковина, не разбилась самая хрупкая. И все-таки не удалось нам сохранить всю коллекцию в целости: в один из последних выставочных дней в Искитиме заметили, что исчез морской конек. Кто-то из посетителей умудрился достать его из-за стекла.
Коллекционер, узнав о пропаже, расстроился, но с облегчением вздохнул, что исчез только этот экспонат. Конечно, ему каждый предмет из собрания дорог, однако каждый по-своему.
Кто зубастее всех на свете?
Некоторыми раковинами ученый дорожит особенно. Например, плевротомария. Считалось, что этот моллюск вымер миллионы лет назад. Оказалось, он просто умеет хорошо прятаться. Поймать его практически невозможно, это умеют делать только профессиональные ловцы. Так что биологу недешево обошлось пополнение коллекции столь ценным экспонатом.
Еще одна его гордость — харония тритонис. Это морское существо в 2002 году было занесено в Красную книгу, с тех пор ни один турист не может легально стать обладателем такой раковины. Запретили отлавливать моллюска не потому, что это исчезающий вид, а потому, что он помогает спасти «коралловый треугольник». Харония тритонис охотится на морских звезд, которые питаются австралийскими рифами.
Но харония тритонис прославилась не только своей важной миссией по спасению уникальной экосистемы. С раковиной этого моллюска связан миф о происхождении слова «паника». Однажды младший брат Зевса бог лесов Пан позвал гостей. Он хотел продемонстрировать им свой рог, сделанный из раковины харонии тритонис. Но когда Пан начал трубить, гостей жуткий звук поверг в ужас, и вместо того, чтобы насладиться мелодией, они в испуге бросились прочь. С тех пор состояние безрассудного страха называют паникой.
На выставке можно встретить и другие легендарные раковины. Наутилус или белемниты. Последние вымерли более ста пятидесяти миллионов лет назад, однако окаменевшие раковины, свидетельствующие об их существовании, находят до сих пор. Нередко «чертовы пальцы» продаются на туристических ярмарках. Торговцы продают окаменевших свидетелей доисторических времен не только как реликвию, но и как снадобье: если раковину потереть, то на пальце останется немного порошка. Стоит посыпать им любую рану, и она очень быстро заживет.
Не всегда во время экскурсий организаторы выставки рассказывают удивительные легенды о своих экспонатах.
— Иногда развеиваем разные небылицы, — говорит Мария Салеева. — Например, вы знаете, какое из земных существ самое зубастое?
— Белая акула?
— Самое распространенное заблуждение, — продолжает Мария. — На самом деле — хитон. Он вырастает всего до тридцати сантиметров. У акулы всего-то до полутора тысяч зубов. А у этого «коротышки» семь поперечных и сорок продольных рядов зубов.
Несмотря на солидный арсенал, моллюск — миролюбивое создание: питается водорослями. Но зато «вегетарианцы» могут вполне стать обедом для какого-нибудь хищника. Хотя поживиться им не так-то просто, он всегда начеку и смотрит по сторонам во все глаза. А их у него ни много ни мало одиннадцать тысяч. Так что хитон вполне тянет и на самого глазастого представителя фауны на нашей планете.
Иногда экскурсоводам приходится опускать на землю мечтателей, которые верят в сказочные существа.
— Некоторые приносят скачанные из Интернета видеозаписи или фотографии, на которых якобы запечатлены необъяснимые явления, — рассказывает менеджер Александра Сергеева. — Показывают нам посетители снимок «русалки», а мы подводим их к витрине с гитарным скатом — вот она, ваша русалка.
15 ракушек — красная цена за козу
Впрочем, экскурсоводы не торопятся найти каждой легенде научное объяснение. Ведь, несмотря на огромные достижения земной науки, Мировой океан не стал менее загадочным, чем миллионы лет назад.
— Ученые каждый год открывают тысячи новых видов флоры и фауны, — продолжает Александра. — Но подводное пространство на сегодняшний день изведано не больше, чем на два процента. Так что вполне можно допустить, что в океанских глубинах хранится много тайн.
А пока это так, никто не может с уверенностью сказать, что чудес, о которых говорят некоторые мечтатели, не может быть. Кто знает, возможно, когда-то давно жила на свете красавица, которая расчесывала свои локоны венериным гребешком. Возможно, что укладывала волосы раковиной, напоминающей по форме расческу, сама богиня любви.
Вслед за небожителями раковины использовало и земное население. Особенно женщины, которые украшали и продолжают украшать себя коралловыми бусами, браслетами, кольцами и серьгами из раковин.
Хотя и в быту люди всегда находили раковинам применение — делали из них посуду и предметы интерьера.
— В старые времена жители побережья использовали раковины в качестве абажура, — рассказывает Мария Салеева. — Вставляли в них лучину — и получался мягкий свет, а искры не разлетались вокруг.
Из раковин небьющихся тридакнов делали топоры, молотки и прочие орудия труда и войны. Причем их даже не нужно было обрабатывать, настолько эти раковины крепкие.
«Домик» моллюска архитектоники служил древним жителям побережья солнечными часами. Когда у них спрашивали, который час, они доставали половинку раковины, ставили в центр палочку, падающая на нее тень выполняла функцию стрелки.
Но чаще всего раковины использовали как разменную монету. Красивыми и очень гладкими оливами расплачивались когда-то в Африке. Удмурты и марийцы покупали себе товары на ципреи. Даже на территории России ракушки были в ходу.
— Во времена татаро-монгольского ига можно было купить козу за пятнадцать ципрей капу серпентис, — рассказывает Мария. — А корову — за тридцать пять — сорок.
Но времена меняются: и сейчас уже мы платим, чтобы взглянуть на эти гладкие раковины.
Елена АНИКИНА, Вечерний Новосибирск
Оцените материал:
21.11.09 1646
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 1 | |
0
1
Михаил
• 03:05, 13.03.11 | |