«В дореволюционные времена иконы были в каждом доме русского человека, и по иконе он мог рассказать о жизни изображенного святого, о православных традициях, люди через иконы постигали Бога,- рассказала директор Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары Екатерина Гинзбург. – Сегодня многие утратили эти знания, но интерес к православию очень высок, и цель нашей выставки - напомнить о традициях нашего народа».
По словам Екатерины Гинзбург, обычно даже в самых знаменитых и богатых музеях иконы выставляются в очень ограниченном количестве, это связано с общероссийской проблемой реставрации, большинство икон находится в плачевном состоянии, и музейщики, как правило, показывают только хорошо сохранившиеся работы.
В Братске было решено представить практически все экспозиции. Сами музейные работники считают, что работы высокой ценности не имеют, среди них много кустарных, созданных сельскими мастерами и написанных вольно, не по канону, сейчас все они доступны для просмотра. Хотя соответствующую оценку работам никто не давал. «Сегодня интерес к кустарным, крестьянским работам у искусствоведов, коллекционеров очень высок, ведь в таких работах наиболее ярко выражается мировоззрение людей тех лет», - сказала Екатерина Гинзбург.
Крестьянские иконы, хотя и не канонические, тоже написаны с соблюдением определенных правил. «Встречаются очень интересные работы, к примеру, у одного из представленных ликов святых мастер изобразил узкий разрез глаз, вероятно, иконописец жил среди бурят. А этот святой похож на душеприказчика или зажиточного крестьянина», - предположила директор Братского художественного выставочного зала Вера Козлова.
Представленная коллекция собиралась работниками объединенного музея с 1976 года по крупицам. Музейщики путешествовали по деревням, в том числе и ныне заброшенным, затопленным Усть-Илимским водохранилищем, где находили иконы. Некоторые получали в дар, некоторые покупали. «Однажды мы нашли икону, на которой рубили капусту и мясо, - рассказала Екатерина Гинзбург. –Сейчас она нуждается в серьезной реставрации и находится в фонде музея». Самым же ценным экземпляром представленной коллекции является каноническая икона «Знамение», отнесенная специалистами к началу 18 века.