Первая в мире марка «Черный пенни» с изображением королевы Виктории появилась в Англии в 1840 году, а коллекционирование стало увлечением высшего общества.
«Только в Петербурге на Невском проспекте было 20 филателистических магазинов! — рассказывает эксперт-филателист, владелец филателистической студии Игорь Пугачев. — В СССР коллекционированием занимались образованные люди, у которых были деньги в кармане. До 1961 года трудящийся с зарплатой в 60 рублей ничего коллекционировать не мог. Это всегда был удел профессоров, академиков, знаменитых артистов».
Так, в списках известных филателистов можно встретить Альберта Эйнштейна, Александра Блока, Уинстона Черчилля, Франклина Рузвельта, Елизавету II, Джона Леннона, Фредди Меркьюри, Александра Карпина…
В школах Японии, Кореи, Китая до сих пор есть целые курсы филателии в школах — такие кружки юных филателистов были когда-то и в СССР. Занятие ребенку только на пользу: улучшает память, расширяются познания в географии, истории.
Эксперт рисует портрет не просто собирателя марок, а современного коллекционера: умен, образован, возраст — от 40 до 100 лет и в подавляющем большинстве — мужчины. Игорь Пугачев признается, что от силы знает лишь трех женщин, которые создали настоящие коллекции: две живут в Англии, одна в Шотландии. Респектабельны, умны, состоятельны — на что при встрече обычно намекает кольцо с бриллиантом в 10 карат. Так, мисс Томпсон из Лондона, даму под 80, можно заметить на самых значительных аукционах. Улыбнется и задаст неизменный вопрос: «Triangular stamps?» Дама интересуется только треугольными марками со всего мира.
«Почему от 40 лет? В 40 лет, как правило, у настоящих мужчин появляются настоящие деньги, чтобы можно было начать серьезное коллекционирование», — замечает Игорь Пугачев.
Во-вторых, по словам эксперта, уровень IQ в этом возрасте очень высок, есть образование, а красивые молоденькие девушки, уводящие внимание и деньги, уходят на второй план.
«Огромное количество филателистов доживает до 100 лет и больше, — говорит эксперт. Развитие мелкой моторики — вот в чем сила! — У филателистов нет Паркинсона и Альцгеймера, это исключено».
Дорогие наши «Лимонка» и «Леваневский»
Ценятся марки, выпущенные ограниченным тиражом, и «разновидности» печати — с ошибками или браком, которые были изъяты из продажи. Так, в 1973 году за пять копеек можно было купить марку с портретом оперного певца Леонида Собинова. Марка как марка, но самые внимательные разглядели надпись «народный артист СССР», в то время как певец был «народным артистом республики». «Ошибка» теперь стоит под €1000.
«Нелепостей огромное количество: например, ошибки в дате рождения… В 1969 году вышла целая серия марок с домиком Ленина, но домик изобразили неправильно — не тот оказался. Разразился скандал! Марками спекулировали, но потом решили выпустить дополнительный тираж, чтобы всё это прекратить», — рассказывает Игорь Пугачев.
В одном из интервью филателист Сергей Познахирко рассказывал о стандартной на 1925 год марке «Лиимонке» — с портретом рабочего на лимонно-желтой бумаге. Вышла она огромными тиражами и использовалась по назначению — на повседневные почтовые нужды. Ничего особенного. Но в голодные годы марками мало кто интересовался, так что тираж постепенно закончился, и теперь уцелевшие негашеные экземпляры той самой «Лимонки» уходят на аукционах за $15–20 тыс.
«Стоимость марки определяется многими вещами: историей ее появления, тиражом, сохранностью, событиями, которые происходили после того, как марка была изготовлена, даже браком, который был допущен. Но не все бракованные или снятые с производства марки становятся объектом интереса филателистов», — замечает кандидат исторических наук, филателист Сергей Еремин.
Бывает, что на стоимость марки влияет сразу несколько факторов, которые делают ее редким и желанным экземпляром для коллекционера.
«Существует квартблок марок (четыре неразделенные почтовые марки. — Прим. «Известий»), которых в мире всего два: это перелет Москва — Сан-Франциско через Северный полюс в 1935 году с перевернутой надпечаткой (оттиском) красной типографской краской. Эту марку Иосиф Сталин подарил президенту Рузвельту. После смерти Рузвельта она много раз меняла своих хозяев, но до сих пор существует: один квартблок продается за $3 млн, второй находится в музее», — говорит Игорь Пугачев.
Эту марку еще называют «Леваневский» — в честь изображенного на ней летчика Леваневского. По рассказам знатоков, перевернутая надпечатка появилась не случайно, а по приказу наркома внутренних дел и филателиста Генриха Ягоды. Кроме того, на некоторых марках заглавная «ф» из «Сан-Франциско» превратилась в строчную.
Елена Мотренко
Источник 30.07.20 612
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |