Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Самарский историк пива собрал более 28 тысяч этикеток



На первый взгляд, квартира Валерия Панченко похожа на любую другую квартиру среднестатистического жителя Самары. Но только до тех пор, пока не заглянешь в его комнату, которая с пола до потолка обставлена пивными кружками, бутылками и прочими атрибутами, связанными с пенным напитком. Кроме всего прочего, Панченко - обладатель богатейшей в городе коллекции отечественных пивных этикеток.

«Жигулевское» везде разное!»
Валерию Александровичу скоро исполнится 66 лет. Из них почти полвека он живет в Самаре. Здесь он познакомился со своей женой и впервые попробовал настоящее жигулевское пиво, которое впоследствии стало его главным увлечением.
- В 1971 году, когда я закончил институт, отец дал мне машину, и мы с моей будущей супругой поехали на юг, - вспоминает Валерий. - И тогда-то я обнаружил, что «жигулевское» есть чуть ли не в каждом городе СССР. И везде оно разное! Итог путешествия: я начал собирать этикетки.
Панченко по долгу службы часто разъезжал по стране. Понемногу его коллекция стала пополняться новыми экземплярами. За десять лет Валерий накопил их столько, что его дом в итоге превратился в музей пивной атрибутики.
- Я нашел в других городах единомышленников, стал с ними переписываться, обмениваться этикетками, - говорит Валерий. - А еще я начал систематизировать полученный материал - по заводам, сортам и годам, искать недостающие экземпляры.

Национальный брэнд
Панченко раз в год отправляется на встречу с товарищами из московского клуба пивной атрибутики. Впрочем, и в Самаре, как выяснилось, есть немало людей, разделяющих увлечение Валерия. Но по полноте своей коллекции с Панченко сегодня может сравниться разве что самарец Владимир Сударушкин, специализирующийся на этикетках и бутылках, когда-либо произведенных под брэндом «Жигулевское пиво».
- Этот сорт появился в 1936 году, - говорит Валерий Панченко. - Раньше он назывался «Венским». В государственных архивах я нашел датированный 23 марта 1936 года приказ на калькуляцию (определение стоимости) выпускаемой продукции наших заводов, в котором говорится, что пиво «Венское» переименовано в «Жигулевское», а «Пильзеньское» - в «Московское», появились также «Русское», «Ленинградское» и «Украинское». Надо также сказать, что в 1936-м году был снижен акциз на пиво, и стоимость пива «Жигулевское» упала до 36,6 рублей за бутылку.
В 1938 году на Всесоюзном совещании работников пивоваренной промышленности был представлен ускоренный метод производства пива, проверенный на выпуске «Жигулевского». Этот метод в итоге был рекомендован для повсеместного внедрения. Уже в 1938-39 годах его приняли на вооружение на 874 заводах СССР.
Спустя годы «Жигулевское» успешно производится как в России, так и в странах СНГ и Европы. Например, в Германии производится «Schigulцwskoje Russisches Schankbier». Несколько лет назад Самара поставляла пенный напиток в американский город Бруклин.

Сначала в ванную, потом в коллекцию
По словам Панченко, еще пару десятков лет назад коллекционировать пивные этикетки было намного проще. В советское время пиво производили строго по ГОСТам и ТУ, и пивзаводы охотно делились своими этикетками с коллекционерами. Сейчас же каждая пивоваренная компания вправе создавать собственные сорта, придумывая для них «яркие» названия и логотипы. С другой стороны, выручают современные технологии: выложил спокойно в Интернет фото двойных экземпляров коллекции, а дальше только жди предложений. А раньше приходилось высылать другу другу посылки.
Если новая этикетка попала в дом Панченко на бутылке пива, то он придерживается следующей технологии: сначала выпивает пенный напиток, а потом отмачивает тару в ведре с водой. После этого Валерий кладет этикетку на газету, сушит, разглаживает и отправляет в альбом. Но здесь порой возникает сложность: процесс отмачивания может занимать до суток, и все это время бутылки находятся в ванной, что иногда мешает использовать ее по назначению.
Супруга Валерия Антонина Константиновна относится к хобби мужа снисходительно.
- Слава богу, на семейный бюджет это не влияет, - говорит она. - Правда, иногда приходится наводить порядок на даче, где у нас валяется куча старых пивных бутылок. Все никак не могу заставить мужа их выбросить.

«Я свои этикетки не продаю!»
На вопрос «Во сколько вы оценили бы свою коллекцию?» Валерий смущается и отвечает философски.
- Надо еще найти того дурака, которому она понадобится, - говорит он. - Я торговлей не занимаюсь в принципе. Предпочитаю обмен. Но могу сказать, что некоторые дореволюционные этикетки могут стоить и по 1000 рублей за штуку. Но у меня таких немного. Мой интерес - послереволюционная Россия. С другой стороны, если смотреть на мою коллекцию как на элемент истории, то, думаю, что в мире нашлось бы немало музеев, которые захотели бы разместить ее у себя на стендах.
Но планов выставлять коллекцию в других городах и странах у Валерия нет. Да и в Самаре он пока не нашел никого, кто помог бы ему создать первый в городе музей пивной этикетки и атрибутики.
- К сожалению, и в моей семье никто не разделяет моего увлечения, - вздыхает пивной коллекционер.

28243 этикетки в коллекции Валерия Панченко

Справка
В зависимости от темы коллекции собирателей пивной атрибутики называются по-разному. К примеру, «макулатурщики» собирают пивные этикетки, «металлисты» - пробки, «стекольщики» - бокалы и бутылки, «картонщики» - подставки под пиво, называемые бирдекели.

reporter63.ru

Оцените материал: 0.0/0

    09.04.12 2749 antikvarius 
увлечение, коллекционер, этикетка, коллекция, хобби
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar