Интересы его столь обширны, что их нельзя уместить в одно предложение. Мне кажется, он можёт всё – мастерить руками, говорить по-французски, писать стихи и прозу. Кроме того, серьёзно увлекается историей и краеведением, любит путешествовать, часто – в прошлое, к своим истокам, о чём потом прелюбопытно пишет в своих же книгах.
Один такой
Ко всем перечисленным достоинствам Виктор Михайлович ещё и коллекционер. Тысячи людей занимаются коллекционированием, причём объектом собирательства становится всё что угодно - монеты, марки, значки, картины, книги и т.д. Но коллекция Грибкова и здесь необычна - он собирает... молотки.
Наверное, всех коллекционеров можно поделить на две группы - тех, кто «болен» своим увлечением, и тех, кто делает это ради интереса. Но в любом случае коллекционирование стимулирует получение более глубоких знаний по выбранной теме. Другой вопрос, становятся ли эти знания доступными или же коллекционер уподобляется скупому рыцарю.
- Любое коллекционирование интересно по-своему, - говорит Виктор Михайлович .- Можно собирать то, что собирают многие, и чего всегда много. А можно коллекционировать то, что не собирает никто, и тогда у вас нет конкурентов. Именно с этой позиции я стал собирать молотки. А вместе с интересом к ним появилась причина ходить на базар.
Вот уже несколько лет я целенаправленно приобретаю молотки, которых, к моему удивлению, оказалось довольно много, причём самых различных видов: молоток каменщика, сапожника, для набивки кос, молоток-топор и даже молоток для отбивки мяса. Некоторые молотки представлены у меня с неотъемлемыми сопутствующими предметами - молоток для набивки кос вместе с бабкой (маленькой наковальней), молоток сапожника вместе с «ногой».
На базаре можно купить всё
Виктор Михайлович выяснил, что среди археологических находок наиболее распространённым типом молота является молот универсальный. На одном конце головки такого молота сделан боёк, а на другом - задок-остряк. Но встречаются молоты и с двумя бойками. По весу молоты подразделяются на ручники весом до одногокилограмма и боевые молоты-кувалды весом более 1,5 кг. В кустарной промышленности XVIII - XX веков кузнечные молоты делались из железа с наварными стальными бойками. Очевидно, и древнерусские кузнецы также наваривали свои молоты.
- Вы не представляете, насколько интересны и скульптурны каменные молотки древних людей, которые можно увидеть в любом краеведческом музее -продолжает рассказ Виктор Михайлович. - Нет в моей коллекции и медных молотков, хотя слышать о них приходилось. Вообще, занимаясь столь необычным коллекционированием, я пришёл к выводу, что со временем у каждого народа сформировались свои собственные формы молотков. Пока в моей небольшой коллекции есть только один «иностранец» - француз.
Чтобы купить его, я специально ездил на самый большой парижский базар, который принято называть здесь блошином рынком. Этот рынок находится в Порт де Клинянкур - последняя одноимённая остановка розовой ветки парижского метро. Именно здесь я купил обычный французский молоток, которой, как оказалось, существенно отличается от своего обычного российского собрата.
Вообще блошиные рынки Франции - это «золотое дно» для любого коллекционера. Там есть всё, без преувеличения. Причём, цены самые разные - от «заоблачных» до доступных. А если вы решите купить «много всего», вам обязательно сделают скидку. Торговаться здесь принято, и можно сказать, что все это делают с определённой долей удовольствия.
Новые открытия
Очень хорошо в своей книге «Семья Эглетьер» описал блошиный рынок наш бывший соотечественник Лев Тарасов, ставший впоследствии известным французским писателем Анри Труайя. Он писал так: «Она направилась к одному из ящиков, наполненных всяким хламом. Её жадные руки опустились в самую кучу. Среди этой всякой всячины, состоящей из ржавых ключей, штопоров, крюков и гвоздей, вдруг на свет появилась медная ручка округлой формы. Все её желобки и бороздки были забиты грязью, но если бы её отчистить, она засияла бы, как золото. Она была тяжёлой и удобно располагалась в ладони. Её выступающие детали были затёрты многими поколениями, но чувствовалось, что она хранит в себе частичку человеческой жизни». (Перевод Виктора Грибкова.)
- Разумеется, прежде всего, меня интересуют старые молотки ручной ковки. Иногда на некоторых можно увидеть оригинальные клейма, которые ещё предстоит разгадать. Так, на одном старом молотке каменщика я обнаружил оригинальное клеймо в виде круга и трёх точек внутри его.
Однажды мне в руки попало... кайло. По большому счёту - это тоже разновидность молотка. Но кайло это было не совсем обычное. На нём явно можно увидеть заводское клеймо с эмблемой и надписью: «Аводъ Бильнес. 1906».
К сожалению, о предназначении некоторых молотков я ничего не знаю, не смогли мне рассказать о них и сами продавцы. Но это значит, что меня ещё ждут новые открытия. В любом случае, все молотки красивы по-своему, они хранят, как и всё, что сделано руками человека, частичку его души.
Я долгое время жил с мыслью, что моя коллекция молотков единственная. Это было до тех пор, пока к нам не пришёл сантехник Игорь из соседнего подъезда, который, как выяснилось в разговоре, коллекционирует не только молотки, но ещё и водопроводные краны.
(Кувалда и гвозди)
Оцените материал:
29.08.12 6735
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 1 | |
0
1
Нина
• 14:28, 30.08.12 | |