Отец Корнилий приобщил себя к «мисcисипскому саксофону»
Сергей Чиграков, Борис Гребенщиков, Владимир Шахрин, Александр Братецкий… Список известных музыкантов, использующих в своем творчестве губную гармонику (именно гармонику, а не гармошку), можно продолжать долго.
Отец Корнилий (Аношин) полгода назад приобщил себя к «мисcисипскому саксофону» (так губную гармонику называют в США). Всего за несколько месяцев его чемоданчик гармоники потяжелел до трех килограммов, вобрав в себя более 20 губных гармоник различной тональности, специальный гармошечный микрофон, тюнер, камертон – словом, целый набор инструментов для воспроизведения любимых мелодий.
Язык и губы вместо клавиш
Отец Корнилий сходу наиграл нам «Подмосковные вечера» и «Очи черные». Потом сыграл нечто похожее на кантри, а потом взял блюзовые аккорды и воспроизвел ирландские народные мотивы. Если слушать мелодию с закрытыми глазами, кажется, что звучит не только губная гармоника, но и орган, саксофон и даже труба. На губной гармонике можно играть блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп. Удивительно, но по своим возможностям маленькая губная гармоника не уступает огромному фортепиано, по сути, являясь его карманным аналогом. «Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо нее используются язык и губы для выбора отверстия, соответствующего желаемой ноте», – рассказывает священник. По его словам, гармонистов в мире не так много. Если верить условной статистике, то на 100 гитаристов – всего один гармонист. В Ухте их порядка пяти, в Москве – около 100 (на сайте harmoniсa.ru зарегистрировано более 3,5 тысячи человек). Будучи школьником, игумен Корнилий несколько лет играл на баяне, даже объездил с гастролями всю республику в составе печорского ансамбля баянистов, при себе имея «корочки» «пионера-инструкторабаяниста». После огромного перерыва он вновь вернулся к музыке, на этот раз к губной гармонике. Очевидно, по старой памяти, ведь в его чемоданчике самой старинной является гармоника родом из ГДР, подаренная мамой лет 25 назад. Уже шесть лет он живет в Ухте и служит в Храме Святителя Стефана Великопермского. За гармонику взялся, чтобы улучшить свой слух и правильно поставить дыхание. «Легкие на первый взгляд мелодии для гармоники очень сложны, поскольку все полутона приходится играть на слух, регулируя при этом дыхание. Недаром в некоторых странах этот инструмент применяется для лечения астмы и других болезней дыхательных путей. Это единственный в мире духовой музыкальный инструмент, на котором играют и на вдох, и на выдох. Гармоника, как человек, способна к звукоподражанию. Например, с помощью артикуляции можно с легкостью изобразить различные рычащие звуки или имитировать движение поезда», – объясняет батюшка. Себя он музыкантом не считает, говорит, что это просто увлечение. Однако мечтает найти в Ухте «коллег» по хобби и преподавателя. Но вот с этим у нас, вероятно, проблема. В обеих наших музыкальных школах преподавание игры на губной гармонике не ведется, поскольку этот инструмент считается непрофессиональным.
Губная «азбука»
«Это не коллекция», – подчеркивает игумен Корнилий, раскладывая свои инструменты.
Диатоническая губная гармоника имеет ограниченное количество нот, то есть неполный звукоряд, проще говоря, только белые клавиши фортепиано. Поэтому для игры в нескольких тональностях требуются разные гармоники». Хроматические, диатонические (блюзовые), тремоло, октавные, оркестровые, басовые… Это целая губная «азбука» гармоник, для познания которой потребуется несколько лет. Отец Корнилий уже научился некоторым приемам особой техники звукоизвлечения, которую в среде гармонистов называют бэндингом (бэнд – специальный прием, который позволяет получить на диатонической гармонике отсутствующие в настройке ноты или полутона). Как он замечает, бэнд – это первый шаг к тому, чтобы понять, насколько нетривиальным, разнообразным и выразительным может быть этот, на первый взгляд, простой инструмент. «Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Фактически они состоят из двух гармоник в одном корпусе», – говорит священник, показывая большую, относительно других, гармонику. «Игра на диатонической гармонике без применения особых техник напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без черных», – продолжает он. Блюзовая гармоника – самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох, и на выдох. Мелодию можно разнообразить специальными приемами: бэндами и передувами. Почти все его гармоники ручной работы, «немцы» и «японцы». Свою любимую гармонику в тональности «ля» – немецкую «Zeydel» – он всегда носит с собой в футляре. Она кажется самой маленькой, но при этом по диапазону звучания не уступает саксофону. По его словам, джаз и блюз ему только предстоит научиться играть. А пока он с удовольствием исполняет ирландскую и русскую народную музыку.
***В ухтинском магазине музыкальных инструментов («Торговые ряды») в продаже около 15 разновидностей губных гармоник стоимостью от 250 рублей до 5 тысяч.
Гармоника звучит во многих песнях The Beatles. Должно быть, тысячи игроков на губной гармонике впервые взяли в руки инструмент, услышав дрожащий «рифф» (звучание), который сыграл Джон Леннон во вступлении к песне «Love Me Do». Еще один легко узнаваемый битловский «рифф» звучит во вступлении к песне «From Me To You».
От «ауры» до Хонера
Первая губная гармоника, получившая название «аура», в 1821 году изобретена немецким часовым мастером Христианом Бушманом. «Аура» представляла собой металлическую пластину с 15 прорезями с соответствующими стальными язычками и являлась, по задумке автора, скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха. Спустя пять лет другой мастер из Богемии по фамилии Рихтер изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika », или духовой орган. К 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена, которой руководил знаменитый Маттиас Хонер. Сегодня фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник.
Традиционная блюзовая гармоника, появившаяся больше века назад. Корпус, выполненный из груши, медные язычки, прикрепленные гвоздиками, никелированная накладка специальной формы и открытая стенка придают гармонике теплое, по-настоящему блюзовое звучание.
Татьяна ПАШИНСКАЯ
20.09.10 2189
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |