В экспозиции, которая продлится до 9 ноября, представлено 46 работ одного из самых ярких и необычных художников Самары, который ушел из жизни пять лет назад. Эти работы представил любителям живописи самарский коллекционер Андрей Горохов, в чьей собственности они находятся.
Судьба художника необычна. До шестнадцати лет он жил с родителям за границей — в Китае, Сингапуре, США. Сын белого офицера, он был частичкой погибшей российской культуры. Образование получил в одном из китайских иезуитских колледжей. А потом судьба занесла его в Самару. В Россию он возвратился в непростое время. Как вспоминает вдова художника Евгения Константиновна, он рассказывал: поезд долго ехал с Востока на Запад, а навстречу, один за другим, шли эшелоны с заключенными.
Жил он бедно. Помогало совершенное знание английского языка, зарабатывал на жизнь переводами. А картины начал писать довольно поздно — в сорок с лишним лет. И тут опять вмешалась судьба. Погиб его близкий друг, и Рухмалев решил оставить память о нем таким образом — нарисовав его портрет.
Помню, когда мы с ним встретились в 1994 году на выставке в Самарском доме актера (эта выставка тогда вызвала восторги одних и резкое неприятие других), художник говорил: «Я рисую только тех, кого люблю». И причислял к этой когорте не только друзей (а дружбой он очень дорожил), но и Тулуз-Лотрека, и Марка Шагала, и Феллини, и Хичкока, и многих других великих творцов. Это видно и по нынешней выставке, где в основном представлен его любимый жанр — портрет. Но портреты эти необычны. Их не назовешь реалистическими. Да для художника и неважно, чтобы нос, уши, глаза человека, которого он рисует, были похожи. Его портреты — интуитивное восприятие внутреннего мира человека, который творит. Это странное смешение грусти, клоунады и трагизма человеческого бытия.
Но что удивительно — герои при этом хорошо узнаваемы. Вот Сезанн, весь какой-то яблочно-гористый. И это не случайно — известно, что французский художник всю жизнь рисовал яблоки и гору Сен-Виктюар. Вот сотканный из ярких цветных пятен Марк Шагал. Трагический черно-белый Александр Грин. Жан Кокто, Гофман, Филонов, Клод Моне, Шемякин... А вот образ Рене Магрита — шляпа, как будто попавшая из картины самого великого бельгийского сюрреалиста и световые потоки вокруг. А вот портрет Аполлинера. Если повернуть его на девяносто градусов, получится пейзаж с экзотической птицей. Вообще, многие его картины вызывают ощущения чего-то экзотического. И это тоже не случайно. На него оказала большое влияние жизнь на Востоке.
Из-за своей анархической, свободолюбивой натуры художник не любил делать эскизы, не любил планировать все заранее. Это ему было скучно. А картины он создавал быстро. Шариковой ручкой, фломастером, гуашью, масляной пастелью, тушью, иногда используя принципы китайского иероглифа.
Его любимые цвета — оранжевый, голубой, синий, со всеми их оттенками, и это видно по картинам. Зрители, пришедшие в «Новое пространство», познакомились не только с рухмалевскими портретами, но и с философскими, экспрессивными работами, не вписывающимися в рамки ни одного жанра, но где видно торжество цвета — «Гора бессмертных», «Я узнал эту ночь». Иногда игра цвета на картинах создавала ощущение их необыкновенной музыкальности. И очень кстати звучали в это день в галерее фортепианные импровизации Дмитрия Регова на темы песен о любви.
А в жизни, как вспоминает Евгения Константиновна, художник был большим ребенком. Любил путешествовать пешком, надев на голову американскую фуражку военного образца. Читал запоем. Одним из любимых произведений был роман «Мастер и Маргарита», к которому он сделал иллюстрации. А когда жены долго не было (работала учителем за границей), он нарисовал 27 ее портретов.
Более ста картин Рухмалева были куплены зарубежными коллекционерами. И теперь они радуют любителей живописи в Лондоне, Нью-Йорке, Афинах, Токио, Будапеште. Многие его работы — в частных коллекциях самарцев. Наверное, самая обширная - у Андрея Горохова. Выставочный зал смог принять лишь часть работ Рухмалева, которые хранятся у коллекционера. А началось с того, что один из друзей подарил Андрею потрет Хичкока. Андрей заинтересовался творческой манерой художника, узнал все, что только можно о нем, и стал собирать его работы. «Они не отпускали меня, - говорит Андрей, - все время стояли перед глазами. Когда я готовил буклет Рухмалева, я назвал его там «волшебником цвета и образа». На мой взгляд, именно это определяет его творчество».
Сам Всеволод Рухмалев со своими картинами расставался легко, считая, что произведения художника должны «уходить» от него. И вообще — что «нам ничего в этом мире не принадлежит». При жизни он не гнался за славой, а широкая известность пришла к нему уже после ухода из жизни, как это часто и бывает с большими художниками...
Вадим КАРАСЕВ Фото: Сергей ОСЬМАЧКИН
25.10.09 1584
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |