Распродажа вещей Рэда Ауэрбаха на аукционе принесла $785000
В пятницу в Кадриоргском музее Николай Кормашов представил выставку митрополиту Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию. В Кадриоргском художественном музее и Музее Миккеля открыты две уникальные выставки православной иконы, большую часть экспонатов широкая публика ранее не могла видеть, поскольку они из частных коллекций.
Куратор выставок Александра Мурре говорит, что идея показать искусство православной иконы появилась у составителя экспозиций художника Николая Кормашова еще в 1970-е годы, так что иконы для выставки отбирались тщательно, с огромной любовью и знанием дела.
По словам Мурре, Кормашов в работе над этими выставками показал себя как большой знаток иконописи, коллекционер и опытнейший реставратор. Музей пошел навстречу составителю, предоставив возможность показать редкие и бесценные экспонаты: государственный музей — более надежная с точки зрения безопасности площадка для экспозиций.
«Эстонской публикой тема православия воспринимается как чисто русская, но это не так. Особенно начиная с XIX века православие становится и продолжает оставаться очень важной составляющей духовной и культурной жизни Эстонии», — отметила Мурре.
«Выставки разные, с разной концепцией. Выставка в Кадриоргском дворце имеет несколько провокативное название — «Искусство иконы Эстонии», поскольку это утверждение еще требует доказательств. В экспозиции представлены иконы XVI–XX веков, и мы пытаемся проследить, как развивалась православная икона в Эстонии».
Экспонируются иконы, созданные мастерами, жившими в Эстонии — тут важен не национальный признак, а географический, — а также иконы, созданные вне Эстонии, но для местных храмов.
«Помимо того, что эти произведения являются частью культурного наследия страны и были частью среды бытования, сегодня они входят как в частные коллекции, в том числе и самого Кормашова, так и в музейные собрания, а также принадлежат православным храмам Эстонии, например, Никольской церкви и Преображенского собора», — сказала Мурре.
В частности, на выставке можно увидеть обычно скрытые от глаз простых людей иконы из иконостаса Преображенского собора, которые изначально были написаны для другой церкви, ныне не существующей, и были реставрированы в 2007 году в рамках проекта «Церковный ренессанс».
По словам куратора, эти иконы были написаны в выполнение пункта российско-шведского договора, в котором говорилось о притеснении православных в Эстонии и необходимости компенсировать нанесенный им ущерб.
Также отдельной темой представлены иконы сету, которые столичный житель вряд ли мог видеть, если только он не интересуется этой темой специально.
В Музее Миккеля открыта другая выставка — «Русские иконы. Из коллекции Гуннара Сависаара», на которой представлены иконы из частного собрания человека, профессионально связанного с другими сферами, тем не менее, посвятившего себя изучению и коллекционированию православной иконы.
Это первый публичный показ лучшей части частной коллекции, где представлены иконы, созданные в русских иконописных центрах Москвы, Ярославля, Мстеры, Палеха и других, а также в старообрядческих иконописных мастерских Эстонии.
«В Музее Миккеля мы показываем иконы разных стилей, эпох и школ. Выставка образовательная и сопровождается пояснительными текстами, которые рассказывают, как читать икону, что такое, например, Спас Нерукотворный, что такое Вседержитель и Пантократор. Люди знающие могут сказать, зачем ломиться в открытую дверь, но ведь эта дверь закрыта для многих», — рассказала куратор.
«Ничего случайного в иконах не бывает. Мы обращаем внимание на символику цвета, на то, что значит сфера в руках Архангела, что означает завиточек возле уха — органа слуха для общения с Богом и т.д. Раньше православные люди впитывали это знание с молоком матери, но сегодня часто это оказывается утраченным. Покупая иконы, люди порой не понимают, что именно они означают», — добавила Мурре.
Как обещали в музее, в течение лета выставки будут сопровождаться лекциями, экскурсиями в храмы, а хор Никольской церкви трижды выступит с концертами.
«Разнообразие множества школ и «пошибов», представленных на выставках, говорит о богатстве возможностей искусства иконописи в единой православной традиции, — старообрядческие иконы Латвии, Литвы и Эстонии обладают своим неповторимым, отличным друг от друга образным строем.
Поэтому надо признать существование местного письма: от икон сетуского круга XVII века до икон школы Гавриила Фролова XX столетия», — прокомментировал выставки Николай Кормашов.
Выставки:
- «Искусство иконы Эстонии», Кадриоргский дворец, до 2 октября
- «Русские иконы. Из собрания Гуннара Сависаара», Музей Миккеля, до 14 августа
Фото: Тоомас Хуйк, Ксения Репсон
14.05.11 1337
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |