Аукционный дом Christie's в четверг проведет в Лондоне большие торги «Послевоенное и современное искусство».
Топ-лоты аукциона «Послевоенное и современное искусство»
Результаты этих торгов едва ли смогут мгновенно и бесповоротно изменить ситуацию в этом наиболее пострадавшем от кризиса сегменте арт-рынка, но если они будут успешными, это как минимум вернет уверенность и душевное равновесие впавшим в уныние коллекционерам и дилерам.
Рынок ультрасовременного искусства (contemporary art) с началом кризиса просто обвалился: по данным artprice.com, цены на него с января 2008 года по конец 2009 года упали на 42% — сильнее, чем на искусство любого другого периода. Накупившие работ современных авторов опасались иметь дело с этой самой модной предкризисной игрушкой, предпочитая проверенные веками ценности вроде живописи старых мастеров. В 2010 году ситуация в этом сегменте стало робко выправляться — индекс contemporary art в первом полугодии этого года прибавил 5,4%. Но такими темпами хотя бы возврата на прежние позиции можно было ждать долгие годы. Успех торгов на Christie's может сильно подхлестнуть рынок: предварительные оценки топ-лотов выставлены практически на докризисных уровнях, словно всей этой продолжавшейся два года катастрофы не было вовсе.
Топ-лот аукциона — работа Дэмиена Херста 2006 года «Я стал смертью, разрушителем миров», оцененная в $3,96-5,55 млн. Название картины — цитата из «Бхагавад-гиты», которую американский физик Роберт Оппенгеймер произнес, увидев взрыв первой в мире ядерной бомбы. Полотно размером 213х533 см — самое большое из ряда работ Херста, сделанных с использованием крыльев настоящих бабочек. Работу выставил на торги Ларри Гагосян, владелец Gagosian Gallery и один из самых известных дилеров на рынке современного искусства, купивший ее в 2007 году.
Дэмиен Херст — своего рода «голубая фишка» рынка contemporary art, один из его ключевых персонажей, воплощающий в себе все его положительные и отрицательные качества. Он самый дорогой из ныне живущих художников: работа Херста «За любовь Господа», инкрустированный бриллиантами платиновый череп, в 2007 году была продана через британскую галерею White Cube за $100 млн. Впрочем, вскоре выяснилось, что сделка в значительной степени была рекламным ходом художника: владельцами черепа стали несколько инвесторов во главе с самим Херстом, его менеджером и хозяином галереи White Cube. Одни считают Херста гениальным художником и не менее гениальным провокатором, другие — талантливым ремесленником, оглушительный успех которого обеспечен скорее усилиями знаменитого коллекционера и галериста Чарльза Саачи. Но результаты торгов его работами можно считать почти однозначным индикатором состояния всего рынка ультрасовременного искусства: если не продается Херст, почти наверняка не будут продаваться и остальные.
Выставить на аукцион «ядерных» бабочек с минимальной ценой в $3,9 млн в наши дни — одновременно очень умный и очень рискованный шаг. С одной стороны, «бабочки» всегда пользовались повышенным спросом среди коллекционеров, и нет никаких сомнений, что желающие купить великолепную работу из этой серии найдутся и сейчас. С другой, если покупатели все же не решатся заплатить такую цену, рынок получит предельно четкий сигнал о том, что с ультрасовременным искусством по-прежнему лучше пока не связываться.
Впрочем, на прорыв Херст пойдет не в одиночку: следующим по цене топ-лотом аукциона станет работа художника, который показывает очень хорошие результаты даже в кризис. Картина американского неоэкспрессиониста Жана-Мишеля Баския Negro Period предварительно оценена экспертами Christie's в $1,9-$2,85. Баския, которому в последние годы его короткой 27-летней жизни покровительствовал Энди Уорхолл, умер в 1988 году от передозировки, после чего цена его работ начала стремительно расти. Если при жизни Баския его работы продавались максимум за два-три десятка тысяч долларов, то уже через три месяца после его смерти они преодолели отметку в $100 000, а в 1998 году — в $1 млн. По оценкам экспертов artprice.com, проданная в 1983 году на аукционе Sotheby’s за $23 000 картина Баския «Гектор» сегодня стоит примерно в 100 раз дороже. В течение 12 лет со дня смерти Баския общая стоимость его проданных на аукционах работ составила $102 млн — по этому показателю он уже почти догнал Анри Матисса. В минувшем году Баския стал самым продаваемым современным художником: всего за год, с июля 2009 года по июль 2010-го, на аукционах были продано его работ на сумму €27,6 млн.
На аукцион 14 октября будут также выставлены работы Герхарда Рихтера, Никола де Сталя, Энди Уорхолла, Келли Уолкер, Такаши Мураками и других известнейших современных художников.
Валерий Игуменов
Источник 11.10.10 1360
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |