Одним из примечательных событий конца 2009 года на финансовом рынке стало появление новой формы паевых инвестиционных фондов — фондов художественных ценностей.
Арсенал управляющих компаний теперь пополнился уникальным в своем роде инструментом, а инвесторы получили возможность вкладывать деньги в «перспективные» произведения искусства и извлекать из этого прибыль. Данное изменение стало возможным благодаря вступлению в декабре 2009 года в силу соответствующего приказа ФСФР РФ, согласно которому вводится новая категория ПИФов, а также устанавливаются требования к их составу и структуре.
Действительно, российский рынок может показаться достаточно интересным для развития данного направления. Здесь много коллекционеров и просто художественно одаренных людей. Кроме того, такие фонды могут приносить своим вкладчикам немалые доходы. Речь может идти даже не об одном десятке процентов, полагает заместитель генерального директора по корпоративному консалтингу ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров. Вместе с тем эксперты относятся к таким экзотическим финансовым инструментам достаточно настороженно, обращая внимание на сопутствующие такому размещению денежных средств риски.
Активы фондов художественных ценностей
К таким активам относятся картины и рисунки, скульптуры, иконы, почтовые марки, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства, старинные и редкие книги и рукописи, исторические документы, старинные монеты, ордена, печати и другие предметы коллекционирования. Кроме того, Д. Земеров считает, что в качестве потенциальных объектов для инвестирования могут выступать кино- и фотоматериалы, видеоархивы, а также уникальные музыкальные инструменты. В поле зрения управляющих могут также попасть винные коллекции, не исключают аналитики.
Инвестору на выбор предлагаются портфели, составленные из разных активов, его задачей является выбрать свой профиль портфеля, который, на его взгляд, принесет наилучшую доходность.
«При этом существует важная особенность для приобретения таких предметов: они должны относиться к движимому имуществу и на момент их приобретения находиться на территории Российской Федерации. Эта норма направлена на ограничение офшорного бизнеса, а также способствует дополнительной защите интересов прав инвесторов, поскольку устанавливается обязательное проведение ежеквартальной экспертизы объектов инвестиций, а также их переоценка и страхование», — пояснил Д. Земеров.
Ожидаемый спрос
«Новый вид фондов, конечно же, будет пользоваться определенным спросом со стороны инвесторов, однако в целом по рынку коллективных инвестиций доля такого спроса будет очень невелика. Дело в том, что в силу незначительного количества квалифицированных специалистов, сложности оценки предметов старины и искусства и их потенциальной доходности предложение на рынке, то есть количество подобных фондов, будет низким. Кроме того, учитывая высокую стоимость активов, участие в таких фондах будет предусматривать высокий минимальный порог инвестиций в паи, а узкая специализация фондов привлечет в них людей, ориентирующихся в искусстве», — считает инвестиционный консультант ИК «Финам» Андрей Сапунов.
По мнению генерального директора ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволода Чащина, эти инструменты найдут своих покупателей с приходом хороших сигналов из реального сектора экономики, сырьевых рынков. Однако в период депрессивного состояния экономики такие инвестиционные паи не будут пользоваться особой популярностью. Вместе с тем, по словам аналитика, на фоне падения доверия к фидуциарным деньгам, эмитируемым центральными банками мира, художественные фонды могут стать подспорьем для хранения сбережений домашними хозяйствами.
Категория инвесторов
«Я считаю, что такие фонды популярность заслужат либо у очень богатых людей, либо у адептов», — отметил Константин Селянин.
По мнению Дмитрия Земерова, покупка таких паев может стать неплохой альтернативой инвестициям в недвижимость.
«Полагаю, что новая категория паевых инвестиционных фондов будет востребована прежде всего среди инвесторов-нерезидентов в силу специфики обращения имущества и наличия традиций вложения денежных средств в художественные ценности, чему способствуют специализированные компании, организующие всемирно известные аукционы, такие как Sotheby's и Christie's», — добавил Д. Земеров.
«По всей видимости, пайщиками таких фондов будут обеспеченные граждане, основной задачей которых является не получение дохода, а его стабильность. Фонды художественных ценностей, скорее всего, будут использоваться как инструмент хеджирования рисков в силу отсутствия зависимости от ситуации на финансовых рынках. Полагаем, что фонды искусства станут неким российским аналогом существующих на Западе винных фондов», — отметил аналитик ИК «Финам».
Кроме того, художественные фонды могут заинтересовать и самих владельцев ценных произведений искусства, коллекционеров.
«Может, кто-то из владельцев крупной коллекции захочет «упаковать» свои активы в такой инвестиционный фонд», — предположил В. Чащин.
По его мнению, возможность превращать художественные ценности в инвестиционные паи может стать хорошим способом для банков, в частности, пополнить капитал за счет секьюритизации активов.
«Банки нуждаются во вливании капитала, но при внесении движимого имущества в капитал банка имеются ограничения, а при внесении паев инвестиционного фонда таких жестких ограничений нет», — пояснил аналитик.
«Однако для физических лиц я никакой востребованности не вижу», — подытожил В. Чащин.
Не исключено, что с появлением художественных ПИФов в России появится новая категория инвесторов. Каков будет их портрет, покажет время.
Риски
«Эта ниша является очень закрытой от публичного мониторинга и рассчитана на узкий круг высококвалифицированных инвесторов. Эксперты не афишируются, нет специализированных изданий, а значит, нет прозрачных процедур мониторинга деятельности управляющих, значит, велики риски инвестирования денежных средств россиян», — отметил В. Чащин.
Аналитики подчеркивают, что главный риск — это сложность реальной оценки художественных паев. Ведь предмет искусства может быть как недооценен, так и переоценен.
«Необходимо четко понимать все риски. Очень много зависит от специалиста, который оценивает предметы искусства. Несмотря на профессионализм, его взгляд может быть субъективен. Эти риски труднопрогнозируемы», — подчеркнул К. Селянин.
Эксперты призывают не делать из этих паев фетиш, то есть не быть подвергнутым господствующему мнению об инвестиционных качествах паевого фонда.
«Любые предметы искусства всегда имеют фанатически настроенных поклонников, которые могут купить инвестиционный пай пасхальных яиц Фаберже значительно выше справедливой стоимости, переплачивая за статусный характер этого инвестиционного пая. Художественные ценности особых денежных потоков не генерируют, за исключением рентных платежей, роялти выставочного характера, а оттого их стоимость зависит от физического состояния актива, от места и времени хранения», — пояснил В. Чащин.
Сложности правильной оценки такого ПИФа заключаются в том, что в России практически нет формализованных правил оценки, однородных признаков у предметов искусств. Поэтому велика роль субъективной оценки, особого взгляда эксперта, влияния массовой рекламы, считают аналитики.
«В этих паях может спокойно капитализироваться сетевой эффект распространителей, а это уже не справедливая стоимость предметов искусства. И конечно же, превратить свой инвестиционный пай в предметы искусства вы никогда не сможете, нужно это понимать», — подчеркнул В. Чащин.
Нельзя исключать, что большинство управляющих компаний просто не захотят развивать это направление, опасаясь многочисленных рисков и, в первую очередь, труднопрогнозируемости поведения таких паев.
«Необходимо собрать большое количество пайщиков, чтобы деятельность по управлению такими ПИФами была самоокупаема. В ином случае это просто будет убыточный фонд. А все риски и издержки по его управлению лягут на плечи пайщиков других, более классических фондов», — подчеркнул К. Селянин.
Стоит отметить, что ни одна из опрошенных управляющих компаний не продемонстрировала заинтересованности в создании ПИФов художественных ценностей. Вместе с тем, как рассказал К. Селянин, подобное направление развивает компания «АТОН», однако не из соображений прибыльности, а скорее руководствуясь ожиданиями репутационного порядка. Ведь инвесторы обращают внимание на разнообразие предоставляемых управляющими компаниями услуг и идут туда, где им могут составить диверсифицированный портфель.
Итог
«Если во всем мире имеется повышенный интерес к инвестициям в живопись и предметы искусства и всё, что связано с авторским правом, то почему Россия должна оставаться в стороне от этих процессов? Укрепление защиты авторских прав в России, создание крупных частных коллекций, увеличение уровня доходов и сбережений домашних хозяйств — все эти факторы генерируют процессы, связанные с секьюритизацией богатств. Появляется необходимость превратить активы в запасах в финансовые инструменты, облечь скопленный капитал в различных предметах искусства в ценные бумаги, секьюритизировать такие художественные активы в частных коллекциях. Именно такими финансовыми инструментами могут и должны выступить инвестиционные паи фондов художественных ценностей», — заключил Всеволод Чащин.
Петр Верховцев, УралБизнесКонсалтинг
Оцените материал:
28.12.09 1963
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |